В Царском селе на нынешнем Академическом проспекте, на участке под номером 35Б одиноко простаивает одна из самых интересных и красивых построек начала 20-го века. Железнодорожная станция "Императорский павильон". Идём осматривать эту постройку.
Основной резиденцией императора Николая II стал Александровский дворец в Царском селе.
В 1895 году для приёма императорских поездов, прибывавших в Царское Село через станцию "Александровская" Петербурго-Варшавской железной дороги. По проекту утверждённому 30 июня 1895 г. были построены деревянные Императорский павильон и крытая платформа длиной 100 саженей и шириной 4 сажени. Павильон являлся асимметричным в плане и имел всего 4 помещения.
В 1911 году "25-го января, въ 7 час. вечера, загорѣлся Императорскій павильонъ царской вѣтки въ Царскомъ Селѣ. Вслѣдствіе сильнаго вѣтра пожаръ со страшной быстротой охватилъ все зданіе вокзала, и, несмотря на самоотверженную работу пожарныхъ и солдатъ желѣзнодорожнаго полка, къ 10 час. вечера весь вокзалъ представлялъ собою груду развалинъ..."
В 1912 году на месте сгоревшего павильона по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского при участии художника Михаила Ивановича Курилко было возведено новое здание, от которого по территории Фермского парка была проложена шоссейная дорога к Александровскому дворцу.
Архитектура нового Императорского павильона роднит его с постройками Феодоровского городка, Ратной палаты и казармами Собственного его величества конвоя. Все вместе они образовали архитектурный ансамбль, в котором широко использовались мотивы древнерусского зодчества.
Новое здание павильона Императорского вокзала в Царском селе.
Внутреннее убранство императорского павильона.
В 1918 году Императорский павильон переименован в «Павильон Урицкого» в честь убитого в том же году Моисея Соломоновича Урицкого - российского революционного и политического деятеля, известного своей деятельностью на должности председателя Петроградской ЧК. Урицкий был убит 30 августа 1918 года.
В 1930-х годах выполнен демонтаж 2 и 3 путей для строительства второго окружного пути Ленинграда, мастерские и депо становятся заводом «София», бОльшая часть станции разорена.
С 1941 по 1944 годы оккупация немецкими войсками, повлёкшая за собой серьёзные разрушения здания.
В 1945 году павильон использовался под общежитие работников Путевого ремонта механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо («Ремпутьмаш»). С шатра над крылом были сняты царские эмблемы. Парадные залы разделены перекрытиями, крыльцо приспособлено под кухню, утрачена мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства.
В 1970-х общежитие, находившееся в Императорском павильоне расселено.
18 марта 2008 года в ходе проведения тендера здание передано в долгосрочную аренду на 49 лет под размещение здесь торгового комплекса или ресторана.
С историей закончили, идём осматривать внутреннее убранство.
Внутрь самого купола раньше можно было залезть. Сейчас хотя бы у здания восстановили кровлю и купол.
На данный момент здание обнесено забором, никаких работ не проводится, а это означает, что павильон с каждым годом всё больше и больше приходит в негодность.
Очень грустно, что в нашем государстве совсем нет дела до памятников истории и культуры.
Занавес.