В этой статье я буду рассматривать вопросы прохождения государственных границ при поездке в Казахстан.
Во время планирования трансграничных автопутешествий к прохождению границ стоит отнестись весьма ответственно, потому что в зависимости от комбинации ваших правильных действий, обстоятельств и удачи (либо ее отсутствия) пересечение границы позволит сэкономить или наоборот потерять время. К примеру, мой двоюродный брат во время поездки в Грузию этой весной по пути угодил в огромную пробку на границе в районе Калмыкии, образовавшуюся из-за снегопадов, из-за чего были потеряны целые сутки времени.
В Омской области имеются несколько погранпереходов на казахскую территорию. С учетом того, что путь мы держали в Боровое, выбор пал на КПП Одесское.
Необходимо отметить, что этот КПП является двухсторонним, т.е. его могут переходить только граждане двух пограничных государств. Для будущих автопутешественников и их пассажиров следует учесть это обстоятельство, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. К примеру, если у вас в машине пять человек, из них 3 россиянина, 1 гражданин Казахстана и 1 гражданин Киргизии (Белоруссии, Украины, Грузии, Папуа-Новой Гвинеи и т.д. – смысл ясен), этот переход – не вариант, надо ехать на ближайший международный, из Омска - это Исиль-Куль. Но описанный случай к нам не относился, так как у нас все были россияне, соответственно поехали на Одесское.
Расстояние от Омска до Одесского составляет 95 км. Качество дороги перед Одесским, мягко говоря, оставляет желать лучшего: ухабы, ямы. Подъезжаем к посту на российской стороне, досмотр. Забегая вперед – это был самый дотошный осмотр за все четыре пересечения границы, которые у нас были. Помимо стандартного осмотра днища а/м с использованием зеркала, пространства под сиденьями, бардачка, и ящика в подлокотнике, капота, пограничник решил проверить отсек для запасного колеса, соответственно, пришлось выкладывать весь багаж, иначе приподнять эту крышку не представлялось возможными. Но и эта операция заняла в общей сложности не более 10 минут, после чего пройдя проверку документов, мы проследовали по нейтральной полосе к КПП на казахской стороне.. Для проверки документов нужно пройти в специальную будку. Кстати, рекомендую брать в поездку в Казахстан загранпаспорта, чтобы не заморачиваться с миграционной картой. У нас у всех были заграны, кроме тестя, соответственно ему пришлось ее заполнять (хотя по большому счету, суперсложного там ничего нет). У казахского шлагбаума подождали минут 15, после чего нас запустили на территорию их КПП. На КПП здание терминала, как в небольшом аэропорту, все хорошо организовано. Проверка документов и авто заняла также в общей сложности минут 15, я даже растерялся и спросил у пограничника, который досматривал машину «Все, можно ехать?». Выезд за шлагбаум и алга)) Ну или не алга - если не позаботились о страховке дома. В таком случае следует остановиться и зайти в один из киосков для оформления полиса (подробнее можно посмотреть тут). Дальнейшая дорога от Одесского, как бы это помягче сказать, достойна отдельного описания, в любом случае – гладкой и ровной как стрелы дороги не ждите. Для себя я примерно такой вывод сделал: если едешь из Омска только с целью отдохнуть в Боровом, эту дорогу использовать можно, все таки выигрыш в полтора часа это существенно; но если едешь в Астану и дальше – лучше ехать через Исиль-Куль: несмотря на крюк в 150 км по сравнению с проездом через Одесское, выигрыш во времени сокращается до получаса (инфа из Гугл.Карт), а поездка идет по нормальной дороге.
Следующей границей, которую мы переходили была казахско-киргизская, КПП Каркара. Километров за 15 до этого КПП дорога, как бы сказать правильней, изобилует ухабами и прочими дорожными неровностями.
Нам еще повезло, что погода была сухая, можно только представить что там творится в сезон дождей… В отличие от российско-казахстанской границы, где одна только нейтральная полоса занимает 5 км, здесь между казахским и киргизским постом от силы метров 10-15. На обоих сторонах будки, осмотр был недолгим. Для тех, кто не интересовался вопросом - в Киргизию также возможно попасть по российскому внутреннему паспорту, причем в отличии от Казахстана миграционную карту заполняться не требуется. Ту миграционную карту, которую тесть заполнил при пересечении казахско-российской границы, он здесь вернул. Нам повезло, потому что перед нами никого не было, а сразу за нами был микроавтобус и штук 20 пассажиров… Что еще необходимо отметить про этот КПП, он не круглосуточный и работает, если не ошибаюсь до 6 часов вечера. Соответственно, это следует учитывать, если границу будете пересекать в Каркаре. Дорога после пересечения границы на протяжении километров 30 неважного качества, но потом начинается нормальная асфальтированная дорога, собственно это трасса, которая идет по северному побережью Иссык-Куля.
При возвращении обратно от Иссык-Куля ехали по трассе А2, которая идет на Бишкек, и выезжали через погранпереход Кара-Су. Дорога после населенного пункта Чуй в принципе идет вдоль границы, там есть несколько погранпереходов, но они двухсторонние.
Разговаривали на КПП Кара-Су с одним водителем из Мегиона, он пытался пересечь границу на одном из них, но его развернули. Он хотел пересечь границу и дальше ехать в сторону Алматы. Предлагал ехать вместе после прохождения КПП. Я его спросил, зачем туда ехать, там же сплошной ремонт дороги или просто она убитая. На это он мне ответил, что там не был, а в Киргизию ехал через Шу, и что дорога убитая там. Проехав через Шу и далее, я понял, что «хрен редьки не слаще» - обе дороги стоят друг друга. Но через Шу в моем случае все таки выходило короче. Перед прохождением границы с киргизской стороны увидели колонну фур и подумали, что мы встряли часа на три как минимум.
Но потом оказалось, что легковым машинам проезжать можно. Особых нюансов не было, добротно сделанный терминал, пограничники вежливые. Прошли обе границы минут за 20.
Последнюю границу пересекали между Петропавловском и Исилькулем, как я уже отмечал, чтобы ехать по нормальной дороге. Проезжали ночью, рассмотреть сам пограничный переход толком не получилось из-за этого. Прохождение границы прошло без эксцессов, на все ушло примерно полчаса.
Вообще, при прохождении пограничного контроля и досмотра, имхо, самое главное - это быть вежливым, доброжелательно настроенным и демонстрировать готовность содействовать пограничнику при досмотре («так, здесь открыть? Тут показать? Давайте вытащу эту сумочку, надо?»), но в то же время без навязчивости и фанатизма. Вести себя естественно и адекватно , вам нечего скрывать. (ведь нечего, правда?) Ни в коем случае не шутить в ответ на вопрос про запрещенные вещества, оружие, боеприпасы, да и вообще приберечь остроумие до (и для) более подходящих случаев. На вопрос «имеет ли смысл досматривать багажник» говорить, что в общем то, нет, в багажнике личные вещи и продукты в дорогу. Все. Вот эти нехитрые банальные рекомендации позволили нам сократить прохождение двух казахско-российских и казахско-киргизских границ до минимума. Возможно, нам повезло, но 4 раза это все-таки выборка.