Найти тему
Travelator

Автопутешествие в Казахстан и Киргизию. Пересечение границы

В этой статье я буду рассматривать вопросы прохождения государственных границ при поездке в Казахстан.

Во время планирования трансграничных автопутешествий к прохождению границ стоит отнестись весьма ответственно, потому что в зависимости от комбинации ваших правильных действий, обстоятельств и удачи (либо ее отсутствия) пересечение границы позволит сэкономить или наоборот потерять время. К примеру, мой двоюродный брат во время поездки в Грузию этой весной по пути угодил в огромную пробку на границе в районе Калмыкии, образовавшуюся из-за снегопадов, из-за чего были потеряны целые сутки времени.

В Омской области имеются несколько погранпереходов на казахскую территорию. С учетом того, что путь мы держали в Боровое, выбор пал на КПП Одесское.

КПП "Одесское" на гугл-карте
КПП "Одесское" на гугл-карте
Природный парк Боровое. (север Казахстана)
Природный парк Боровое. (север Казахстана)

Необходимо отметить, что этот КПП является двухсторонним, т.е. его могут переходить только граждане двух пограничных государств. Для будущих автопутешественников и их пассажиров следует учесть это обстоятельство, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. К примеру, если у вас в машине пять человек, из них 3 россиянина, 1 гражданин Казахстана и 1 гражданин Киргизии (Белоруссии, Украины, Грузии, Папуа-Новой Гвинеи и т.д. – смысл ясен), этот переход – не вариант, надо ехать на ближайший международный, из Омска - это Исиль-Куль. Но описанный случай к нам не относился, так как у нас все были россияне, соответственно поехали на Одесское.

Расстояние от Омска до Одесского составляет 95 км. Качество дороги перед Одесским, мягко говоря, оставляет желать лучшего: ухабы, ямы. Подъезжаем к посту на российской стороне, досмотр. Забегая вперед – это был самый дотошный осмотр за все четыре пересечения границы, которые у нас были. Помимо стандартного осмотра днища а/м с использованием зеркала, пространства под сиденьями, бардачка, и ящика в подлокотнике, капота, пограничник решил проверить отсек для запасного колеса, соответственно, пришлось выкладывать весь багаж, иначе приподнять эту крышку не представлялось возможными. Но и эта операция заняла в общей сложности не более 10 минут, после чего пройдя проверку документов, мы проследовали по нейтральной полосе к КПП на казахской стороне.. Для проверки документов нужно пройти в специальную будку. Кстати, рекомендую брать в поездку в Казахстан загранпаспорта, чтобы не заморачиваться с миграционной картой. У нас у всех были заграны, кроме тестя, соответственно ему пришлось ее заполнять (хотя по большому счету, суперсложного там ничего нет). У казахского шлагбаума подождали минут 15, после чего нас запустили на территорию их КПП. На КПП здание терминала, как в небольшом аэропорту, все хорошо организовано. Проверка документов и авто заняла также в общей сложности минут 15, я даже растерялся и спросил у пограничника, который досматривал машину «Все, можно ехать?». Выезд за шлагбаум и алга)) Ну или не алга - если не позаботились о страховке дома. В таком случае следует остановиться и зайти в один из киосков для оформления полиса (подробнее можно посмотреть тут). Дальнейшая дорога от Одесского, как бы это помягче сказать, достойна отдельного описания, в любом случае – гладкой и ровной как стрелы дороги не ждите. Для себя я примерно такой вывод сделал: если едешь из Омска только с целью отдохнуть в Боровом, эту дорогу использовать можно, все таки выигрыш в полтора часа это существенно; но если едешь в Астану и дальше – лучше ехать через Исиль-Куль: несмотря на крюк в 150 км по сравнению с проездом через Одесское, выигрыш во времени сокращается до получаса (инфа из Гугл.Карт), а поездка идет по нормальной дороге.

Река Чарын (Казахстан) вблизи границы с Киргизией
Река Чарын (Казахстан) вблизи границы с Киргизией

Следующей границей, которую мы переходили была казахско-киргизская, КПП Каркара. Километров за 15 до этого КПП дорога, как бы сказать правильней, изобилует ухабами и прочими дорожными неровностями.

Погранпереход Каркара. Граница Казахстана и Киргизии
Погранпереход Каркара. Граница Казахстана и Киргизии

Нам еще повезло, что погода была сухая, можно только представить что там творится в сезон дождей… В отличие от российско-казахстанской границы, где одна только нейтральная полоса занимает 5 км, здесь между казахским и киргизским постом от силы метров 10-15. На обоих сторонах будки, осмотр был недолгим. Для тех, кто не интересовался вопросом - в Киргизию также возможно попасть по российскому внутреннему паспорту, причем в отличии от Казахстана миграционную карту заполняться не требуется. Ту миграционную карту, которую тесть заполнил при пересечении казахско-российской границы, он здесь вернул. Нам повезло, потому что перед нами никого не было, а сразу за нами был микроавтобус и штук 20 пассажиров… Что еще необходимо отметить про этот КПП, он не круглосуточный и работает, если не ошибаюсь до 6 часов вечера. Соответственно, это следует учитывать, если границу будете пересекать в Каркаре. Дорога после пересечения границы на протяжении километров 30 неважного качества, но потом начинается нормальная асфальтированная дорога, собственно это трасса, которая идет по северному побережью Иссык-Куля.

При возвращении обратно от Иссык-Куля ехали по трассе А2, которая идет на Бишкек, и выезжали через погранпереход Кара-Су. Дорога после населенного пункта Чуй в принципе идет вдоль границы, там есть несколько погранпереходов, но они двухсторонние.

горная речка в Киргизии, протекающая вдоль автодороги
горная речка в Киргизии, протекающая вдоль автодороги

Разговаривали на КПП Кара-Су с одним водителем из Мегиона, он пытался пересечь границу на одном из них, но его развернули. Он хотел пересечь границу и дальше ехать в сторону Алматы. Предлагал ехать вместе после прохождения КПП. Я его спросил, зачем туда ехать, там же сплошной ремонт дороги или просто она убитая. На это он мне ответил, что там не был, а в Киргизию ехал через Шу, и что дорога убитая там. Проехав через Шу и далее, я понял, что «хрен редьки не слаще» - обе дороги стоят друг друга. Но через Шу в моем случае все таки выходило короче. Перед прохождением границы с киргизской стороны увидели колонну фур и подумали, что мы встряли часа на три как минимум.

Погранпереход Карасу на границе Киргизии и Казахстана
Погранпереход Карасу на границе Киргизии и Казахстана

Но потом оказалось, что легковым машинам проезжать можно. Особых нюансов не было, добротно сделанный терминал, пограничники вежливые. Прошли обе границы минут за 20.

Последнюю границу пересекали между Петропавловском и Исилькулем, как я уже отмечал, чтобы ехать по нормальной дороге. Проезжали ночью, рассмотреть сам пограничный переход толком не получилось из-за этого. Прохождение границы прошло без эксцессов, на все ушло примерно полчаса.

Погранпереход Исилькуль (граница Казахстана и РФ)
Погранпереход Исилькуль (граница Казахстана и РФ)

Вообще, при прохождении пограничного контроля и досмотра, имхо, самое главное - это быть вежливым, доброжелательно настроенным и демонстрировать готовность содействовать пограничнику при досмотре («так, здесь открыть? Тут показать? Давайте вытащу эту сумочку, надо?»), но в то же время без навязчивости и фанатизма. Вести себя естественно и адекватно , вам нечего скрывать. (ведь нечего, правда?) Ни в коем случае не шутить в ответ на вопрос про запрещенные вещества, оружие, боеприпасы, да и вообще приберечь остроумие до (и для) более подходящих случаев. На вопрос «имеет ли смысл досматривать багажник» говорить, что в общем то, нет, в багажнике личные вещи и продукты в дорогу. Все. Вот эти нехитрые банальные рекомендации позволили нам сократить прохождение двух казахско-российских и казахско-киргизских границ до минимума. Возможно, нам повезло, но 4 раза это все-таки выборка.