Уже даже страховщики заметили, что теплоэнергетика в нашей стране не только весьма прибыльный бизнес, но и опасный для жизни. Недавнее падение машины в кипяток в Пензе - тому наглядное подтверждение. Автомобиль буквально засосало целиком в яму, образовавшуюся в результате прорыва трубы с кипятком, водитель и пассажир погибли, сварившись заживо.
После этого Нацсоюз страховщиков ответственности (НССО) подсчитал, что с тех пор, как владельцев опасных объектов обязали страховать свою ответственность (то есть с 2012 года), самой аварийной отраслью оказалась теплоэнергетика. Не химпром, где реально опасное производство, ни рудная промышленность, где риски обвалов очень велики, и даже не сфера газоснабжения, а мирная коммунальная сфера. «С наступлением отопительного сезона мы традиционно видим рост аварий на объектах теплоэнергетики. При этом, как правило, потерпевшими являются не сотрудники предприятий, а простые люди, в том числе жители домов, находящихся в непосредственной близости от объекта, владельцы автомобилей. Это 98,4% от общего числа потерпевших», - заявила вице-президент НССО Светлана Гусар. Из всего этого страховщики сделали вывод, что основные фонды у тепловиков изношены.
Эх, знали бы еще они, насколько изношены? Вы бывали когда-нибудь в котельных или на теплоэлектроцентралях? Не столичных, а где-нибудь в российской глубинке. Впечатление, скажу я вам, как из машины времени вышел. Точнее зашел в нее - и оказался в середине прошлого века. Все котлы и генераторы под вековым слоем грязи и копоти: столько десятилетий минуло, а оборудование в строю (надо отдать должное советской традиции делать на века).
На всю жизнь запомнила визит на одну ТЭЦ, которую ввели в эксплуатацию в 1938 году. В ее производственных залах с котлами и генераторами, похоже, даже стекла в окнах последний раз мыли в том самом 1938 году. Собственник станции, кстати, частный инвестор, конечно, что-то ремонтирует в ней, и даже частично теплотрассы меняет, когда утечки в них начинают превышать все допустимые объемы потерь и рискуют его разорить. Но кардинально ничего не меняет. При этом потребители из года в год жалуются, что батареи у них едва теплеют зимой, а платить приходится как за раскаленные. Поэтому и не платят, накапливая долги. Собственник станции недоволен растущей задолженностью. Но вместо того, чтобы провести комплексный ремонт теплотрасс и заменить советское оборудование на современное, экономически эффективное, чтобы повысить качество услуг, он заявляет потребителям, что, мол, раз вы не платите, мы вообще станцию остановим. И живите - треть города - как сможете, раз уж не хотите платить втридорога за еле теплые батареи.
И ведь никто этого собственника не спросит, почему он не модернизировал объект. Или почему не отказался от столь невыгодного объекта, продав его более эффективному собственнику. Может потому что свою прибыль он имел?! Или потому что эффективного собственника не найти, потому что госкомитет по ценам и тарифам занимается популизмом, из года в год согласовывая теплоснабжающему предприятиям тарифы ниже экономически обоснованных?! Не понимают, что ли, что теплотрассы изношены почти на 100% и такие провалы, как в Пензе, рискуют стать регулярными?
Нина Фалей