Последние несколько лет выпускники школ пишут в декабре итоговое сочинение, которое формально является допуском к ЕГЭ. Проверяют его учителя той же школы, где дети учатся, поэтому большинство получают зачет. Но поскольку хорошее сочинение может принести его автору несколько лишних баллов при поступлении в вуз, многие стараются написать хорошо. Например, в МГУ за хорошее сочинение могут добавить до 3 баллов. Чтобы решить, кому сколько баллов добавлять, сотрудникам филологического факультета приходится летом заново проверять все сочинения всех абитуриентов. Ну и, чтобы не было так грустно от бессмысленной траты времени, иногда они выписывают особенно понравившиеся фразы.
Вот, например, как начинается сочинение на тему «Как искусство помогает понять действительность»:
«Еще в древние времена люди открыли для себя великую силу искусства. Выражая свои чувства в диких танцах и наскальных рисунках, они ненароком оставили следы, дошедшие до наших дней»
Темы об искусстве не очень вдохновили выпускников 2019 года, самая популярная тема – «Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека». Больше всего великодушия дети находят у Пушкина в «Капитанской дочке» и у Толстого в «Войне и мире».
«В своем произведении «Капитанская дочка» А.С. Пушкин представляет читателю Емельяна Пугачева не только как суровую историческую личность… В начале произведения мужчина появляется в ничем не примечательном образе. … Он смог заглушить в себе злобу лидера, оказав великодушие».
«Героиня произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова предстает перед нами добропорядочным человеком».
Выводы нередко выглядят вот так:
«Все герои, которых я назвал великодушными, действительно такими и оказались».
Другая популярная тема была связана с воспитанием. Одна из формулировок темы выглядела так: «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?».
Тут тоже большинство авторов сочинений обращаются к «Капитанской дочке».
«Отец Гринева был офицером, имеющим такие черты характера, как честь, честность и решительность. Стремясь передать сыну эти качества, он как можно больше использовал их в жизни».
В этой чести и связанных с ней словах дети сильно путаются и пишут иногда что-то в таком роде:
«Если родитель станет для ребенка примером хорошего воспитания, честолюбия, благородия, ребенок непременно пойдет по его стопам».
Когда герои не «идут по стопам благородия», то часто начинают вести «ленивый образ жизни»:
«Причины ленивого образа жизни героя выражены в главе “Сон Обломова”».
Неожиданно много примеров было из «Недоросля».
«При воспитании человек может потерять свой здоровый внутренний мир от “слепой” родительской любви и заботы» (Имелись в виду здоровый внутренний мир Митрофана и родительская любовь Простаковой).
Другой автор так характеризует Митрофана:
«Главный герой произведения Митрофан – типичный представитель так называемой “золотой молодежи” в российской империи конца 18 века».
Четвертая тема была связана с мечтами. Одна из формулировок: «Всякая ли мечта достойна человека». Как оказалось, мечты у литературных героев не очень разнообразны, поэтому чаще всего в пример приводился «Крыжовник» Чехова. Вот одна из самых нестандартных формулировок мечты героя:
«А.П. Чехов в своем рассказе “Крыжовник” демонстрирует путь совершенно обычного, неинтересного, безнравственного человека. Николай Николаевич с самого юношества мечтал обзавестись усадьбой, где бы он мог существовать вместе со своим крыжовником».
Надеюсь, все талантливые абитуриенты благополучно поступили в вузы, несмотря на не всегда умелое выражение своих мыслей. И им не приходится существовать с крыжовником, вести ленивый образ жизни, идти по стопам родителей к честолюбию и особенно к благородию, терять свой здоровый внутренний мир от слепой родительской любви, а главное – выражать свои чувства в диких танцах.
.