Термин «фоноголизм» или телефонная зависимость - это новый термин, и он означает исключительно современную известную и широко распространенную проблему, которую нельзя недооценивать.
Думаю, что каждый из нас, например, при поездке в общественном транспорте, отрывая взгляд от экрана своего мобильного телефона, видел вокруг множество таких же увлечённо что-то изучающих на своих мониторах.
А за окном течёт реальная жизнь!
Каждый третий подросток не может представить себе день без мобильного телефона, и в то же время для 68% респондентов телефон является очень важным источником развлечения и общения.
Мобильный телефон - это знак нашего времени.
Конечно, телефон используется не только для разговоров, через него молодые люди общаются с помощью смс-сообщений, просматривает социальные сети, но также играют, слушают музыку, фотографируют и записывает короткие видеоролики.
Молодые люди используют телефоны для разговоров, но прежде всего для использования различных социальных сетей, через которые они общаются друг с другом.
Наличие мобильного телефона дает им ложное чувство свободы, независимости, зрелости и чувство психологического покоя.
Все хорошо, если ребенок рационально использует телефон.
У него есть свои интересы и увлечения.
Симптомы телефонной зависимости характеризуются тем, что владелец придает большое значение своему увлечению, не оставляет его в стороне, а когда батарея разряжается, он испытывает серьезную обеспокоенность, а в крайних случаях это может даже привести к приступам паники.
Изменения в поведении ребенка появляются не сразу, а накапливаются постепенно.
Мы этого сразу можем и не замечать.
Постепенно накапливается страх упустить что-то в том, в виртуальном мире.
Этот страх упущения может переноситься в нашу повседневную жизнь и явиться причиной множества совсем не виртуальных проблем.
Это касается как физического, так и психического здоровья человека с ещё не устоявшейся психикой.
В долгосрочной перспективе это может вызвать беспокойство, негативно повлиять на настроение и вызвать чувство, что реальная жизнь недостаточно привлекательна.
Что в свою очередь провоцирует ещё более глубокий уход в себя, который грозит потерей психологического контакта с миром вокруг.
Иногда проблема ухода от реалий становится настолько серьёзной, что вернуть ребёнка в настоящее детство, где существует огромный простор для физического, нравственного, умственного развития, нам может помочь только профессиональный психолог.
Конечно же, мы подаём нашим детям пример обращения и общения с телефоном.
Если мы используем мобильные телефоны разумным образом, то тогда, когда это действительно необходимо.
Телефон должен помогать нам в жизни, а не доминировать над ней.
У детей также должны быть определенные правила и границы, которые не следует превышать, в том числе:
- денежные ограничения на карте для звонков и текстовых сообщений;
- необходимость выключать телефон во время школьных занятий;
- использование телефона в общественных местах не должно нарушать спокойствие других людей.
Однако, если мы видим, что ребенок слишком часто пользуется телефоном и сталкивается с сопротивлением всякий раз, когда мы пытаемся отвлечь его от этого занятия, а ответная реакция становится грубой, даже агрессивной, мы можем определенно сказать, что у нас есть проблема.
В ситуациях подобного типа следует начать искать варианты контакта с внутренним миром ребёнка для более полного представления, чем живёт и интересуется ребёнок в виртуальном мире.
Метод запретов и ограничений в использовании мобильного телефона может только усугубить ситуацию.
Следует начать постепенно ограничивать доступ к телефону.
Это, конечно, будет непросто, но нам же будет легче, если мы подадим ребенку хороший пример, помогая переключать внимание с мира виртуального на окружающий его мир.
Простое правило «Один день в неделю без телефона!» определённо сможет нам в этом помочь.