Найти тему
Сонный Хомяк

Попова Н. "Конгрегация" или его работа - нужный труд, пусть нечестивые умрут!

Впервые о «Конгрегации» я услышал, наверное, лет восемь назад. Причем о цикле восторженно отзывались люди, мнение которых для меня кое-что значит. Именно тогда я взял это произведение «на карандаш», планируя рано или поздно с ним ознакомиться. 

Увы, по ряду причин у меня все никак не получалось сделать этого, и лишь летом прошлого года наконец-то появилась возможность лично проверить – что же в «Конгрегации» такого интересного? И вот, о результатах этой самой проверки сегодня и хочу поговорить.

Капелька сюжета

Плох тот инквизитор, который не мечтает сжечь Папу.

Цикл «Конгрегация» за авторством Надежды Поповой на сегодняшний день состоит из семи изданных книг. Новый – восьмой – том в настоящий момент выкладывается автором в Сети, и, полагаю, в скором времени появится на прилавках.

Важной особенностью «Конгрегации» является то, что каждый роман представляет собой отдельное расследование, по результатам которого, в соответствии с канонами детективного жанра, выявляется преступник.

При этом, все романы связаны между собой, более того, в каждой последующей книге автор все больше расширяет и оживляет свой мир, добавляя новые детали и элементы, раскрывая доселе неизвестные обстоятельства и связывая разбросанные тут и там сюжетные ниточки в толстенный корабельный канат единого захватывающего дух повествования.

Именно поэтому я не стану раскрывать сюжет каждого из томов – это попросту глупо - а постараюсь в трех словах описать суть всего цикла.

Итак, в «Конгрегации» рассказывается история Курта Игнациуса Гессе – инквизитора Священной Римской Империи Германской Нации, живущего в конце четырнадцатого века от Рождества Христова. Неопытный сопляк в первом томе, уже к седьмой книге превращается в живую легенду своей организации, забирается на самый ее верх и оказывается втянут в глобальное противостояние, которое, быть может, завершится даже Концом Света в отдельно взятом псевдофэнтезийном мире. Или не завершится. Это уж как пожелает автор.

Курт распутывает одно дело за другим, и каждое из них оставляет на его сердце и теле все новые шрамы. Каждое – закаляет и убеждает в правильности однажды выбранного пути. Каждое щедро оплачивается потом, слезами и кровью. Чужими и своими в равной мере.

И каждое – каждое! – заставляет жертвовать. Потому что человек слаб и его возможности ограничены, потому что нельзя спасти всех и каждого, и часто, слишком часто приходится принимать жестокие и беспощадные решения.

Мир

Я тут скорее, как Иона в чреве кита. Кругом мрак и какое-то дерьмо,

и выход из него, похоже, возможен только через задницу.

Что можно сказать о мире «Конгрегации»? Перед нами псевдоисторический фэнтезийный мир отменного качества. Автор взяла старую добрую (на самом деле – не очень добрую) средневековую Германию и добавила в нее колдунов и ведьм, вампиров и оборотней, приведений и древних богов… Короче говоря все то, чего в реальности нет и быть не может.

К этому было присовокуплено одно важное допущение: Святая Инквизиция Империи в результате определенных обстоятельств видоизменилась, превратившись из бессмысленного и беспощадного пугала, годящегося лишь для устрашения невинных, да решения личных финансовых и политических вопросов, в серьезную организацию, занимающуюся вполне неплохо поставленной оперативной работой.

Получился этакий средневековый уголовный розыск, специализирующийся в первую очередь на сверхъестественном, но вполне себе неплохо раскрывающий и обычные преступления.

Дальше – больше. Подобная структура, фактически независимая от Рима и Авиньона, принялась оказывать посильную помощь императору, так как это было необходимо для ее выживания, в результате чего история Империи пошла несколько по иному пути, нежели в нашем мире. Она начала стремительно централизоваться, что, естественно, очень сильно не понравилось многочисленным феодалам как светским, так и церковным, что, как нетрудно догадаться, лишь прибавило конгрегатам работы.

И если в первых томах мир практически не раскрыт, то чем дальше, тем больше подробностей появляется, тем интереснее наблюдать за противостоянием носителей нового и старого на политической арене средневековой Германии. 

Магия

Война никогда не кстати, и победителю

зачастую достается израненный мир.

Магическая практика в мире «Конгрегации» максимально приближена к тому, что имело место в реальности. Ну, в смысле, местные колдуны пользуются всяческими фетишами, вынуждены прибегать к разнообразным ритуалам, использовать травы, зелья, накладывать порчу, и так далее и тому подобное.

Некоторые – самые сильные и опасные – заключили договор с какой-либо милой и интересной сущностью вроде древнего языческого бога или какого-нибудь Ньярлатхотепа. Цена подобных сделок вполне очевидна, но когда это кого-нибудь останавливало, правда?

В результате магия в цикле не отдает низкопробной фэнтезятиной, что не может не радовать. То есть человека можно приворожить, можно напротив, отворотить. Можно наслать проклятье, из-за которого он заболеет и умрет спустя пару дней, можно подчинить своей воле, если знать, как. Можно отвести глаза, можно даже призвать каких-нибудь тварей вроде Дикой Охоты (классической, без Aen Elle и Эредина), но вот зафигачить во врага фаерболом, добавив сверху чейн лайтинг и пару аква болтов - нет.

Магические практики, естественно, описываются во всевозможных запрещенных трудах, обладание которыми наделяет малефиков изрядной силой.

Ну а так как большая часть магии в этом мире – предметная, то, конечно же, главному герою частенько приходится иметь дело со всевозможными артефактами, которые колдуны всех мастей используют для достижения своих целей.

В целом магию мира «Конгрегации» можно разделить на две большие группы: естественную и, так сказать, приобретенную. С первой рождаются, вторую можно обрести путем обучения, если, конечно, есть определенная предрасположенность или если заключена соответствующая сделка. Как нетрудно догадаться, чародеи первой категории, в принципе, могут быть добрыми, потому как Сила течет в их крови, и никто не спрашивал, хотят ли они ее. Те же, кто ищет могущества, не имея дара от рождения, в девяносто девяти случаях из ста будет кандидатом на ближайшее аутодафе.

Персонажи

Когда из общества исчезает страх, рождается хаос!

Поговорим теперь о персонажах, встречающихся в книгах. Сразу уточню, что я не буду перечислять их всех. Причин тому несколько. Во-первых, многие встречаются от силы в одной, максимум – двух книгах. Во-вторых, описание некоторых персонажей и даже указание их имени будет лютейшим спойлером, на что я идти категорически не готов. Ну и, в-третьих, их просто очень много.

А потому, расскажу лишь про некоторых.

Начнем, как и положено, с главного героя. Курт Игнациус Гессе. Параноик, мизантроп, отморозок с уголовным прошлым и просто милый и обворожительный человек, который при первом же подозрении в занятиях черной магией сперва вышибет из вас все дерьмо, а после – отправит на эшафот.

Язвителен, дерзок и чОток настолько, что время от времени хочется подарить ему кулек с семечками. Профдеформация так сильно изменила инквизиторское восприятие мира, что Курт в каждом кусте видит угрозу и не верит даже собственной тени.

Небольшой спойлер. Как персонаж он непрерывно эволюционирует. В первых двух томах товарищ Гессе все-таки не был таким упоротым параноиком… Что вышло ему боком. Кстати говоря, непрерывная эволюция главных действующих лиц цикла – вообще фишка автора, так редко встречающаяся в наши дни. Конец спойлера.

Но вернемся к нашему барану доблестному служителю. Итак, Курт – отличный боец. Прекрасно владеет и мечом, и арбалетом, и ножами (привет бурной юности), и, конечно же, кулаками (опять же, спасибо уличной школе жизни). Он умен, как и положено хорошему следователю, умеет выискивать логические нестыковки даже в очень продуманной лжи, замечает то, на что обычные люди не обращают внимание и великолепно владеет дедуктивным методом. Есть у него еще один талант, но о нем я рассказывать не стану, дабы сохранить интригу.

Курт, безусловно, самый любимый (как и положено главному герою) персонаж автора. Марти Сью ли он? Быть может, самую малость, но не более того. Интересная ли он личность – однозначно!

Одним из ближайших сподвижников и товарищей Курта, с которым тот познакомился в первом томе, является Бруно Хоффмайер. Человек тяжелой судьбы, которую не пожелаешь и врагу, он не сломался и не превратился в озлобленного на весь мир урода, сохранив истинное человеколюбие и остаться самым настоящим идеалистом. Увы, но всех идеалистов очень хорошо описывают слова насчет благих намерений. 

С другой стороны, не будь у Курта над ухом совести в виде Бруно, кто знает, что стало бы с мессиром инквизитором и его рассудком.

Женских персонажей в цикле негусто. По сути, лишь две дамы появляются больше, чем в одной книге. Это Адельхайда фон Рихтхофен и Готтер (Нессель). Они – полная противоположность друг друга.

Одна – благородная графиня и фаворитка самого императора, другая – лесная ведьма без роду и племени.

Одна - изысканная придворная красавица, другая – миловидная деревенская простушка.

Одна в свободное время занимается покупкой и продажей недвижимости, другая – безвылазно сидит посреди леса, а о том, что есть такой металл, как золото, наверное, лишь слышала от родителей.

И, тем не менее, в одном обе эти женщины схожи. У каждой присутствует стальной стержень, их воля крепка, точно гранит, и они плевать хотели на то, что женская доля, видите ли, должна определяться знаменитыми «3 K» (для тех, кто не в курсе: Kinder, Küche, Kirche).

И Адельхайда и Готтер – сильные и независимые личности, способные за себя постоять, умные, целостные, восхитительно интересные.

Также мне понравился Ян Ван Аллен – охотник на нечисть. Эту самую нечисть он истребляет вместе с братом (и нет, они не из местечка Уинчестер, что в Англии). Суровый воин, всю свою жизнь положивший на то, чтобы уничтожать погань, портящую жизнь обычным людям.

Хотелось бы сказать пару слов и о злодеях… Хотелось бы, но не буду. Никто ведь не забыл, что у нас тут – детектив? Вот-вот. Так что убийцы-дворецкого вы не дождетесь. 

Скажу лишь, что антагонисты прописаны столь же хорошо, как и основные действующие лица. У них есть своя (пускай и извращенная) мотивация, свои идеалы, свои принципы, наконец. Они – не безликая тупая сила, лишенная индивидуальности, они – не жалкие неудачники, нужные лишь для того, чтобы оттенить величие героя, они – не психопаты (хотя и такие попадаются), творящие зло «просто потому».

И, самое главное, они далеко не так легко вычисляемы, как может показаться на первый взгляд.

За и против

- А кроме того, ты отвратительный лицедей; будь ты замешан хоть

 в чем-то, ты бы себя уже выдал — словом, взглядом, движением.

- Вроде и расхвалил, а все равно будто в морду плюнул.

Поговорим о том, что мне понравилось и не понравилось в цикле. Начнем, как водится, с достоинств.

Их много, очень много.

Первым, что я отмечу, однозначно, будет сам жанр. Псевдоисторическое детективное фэнтези встречается настолько редко, что хочется плакать. Причина этого весьма банальна: чтобы написать нечто подобное, следует зарываться в серьезные исторические монографии, перелопачивать сотни страниц неудобоваримых текстов, а в идеале – искать документы на старогерманском и латыни…

И все ради того, чтобы тебя за твое детище в лучшем случае снисходительно похлопали по плечу, а в худшем – раскритиковали болваны, не знающие даже, что означает словосочетание «ловец человеков» (реальный случай, который автор описывала в своем блоге).

Именно поэтому встретить подобные книги очень и очень непросто. Лично я могу сравнить цикл «Конгрегация» разве что с восхитительной «Сагой о Рейневане» Анжея Сапковского и легендарным «Именем Розы» Умберто Эко. 

Да, скорее всего, в первых двух романах автор еще набивала руку, а потому они смотрятся бледнее, нежели продолжения (об этом – чуть ниже, в минусах), но если говорить обо всем цикле целиком, то можно с уверенностью сказать – получилось просто шикарно.

Собственно говоря, качество проработки и будет вторым достоинством «Конгрегации». Я утверждал, утверждаю и буду утверждать: хорошо прописанный мир есть одно из важнейших условий отличной книги. Любой дурак может пойти по пути японских (да и наших) графоманов, кидающих своих героев в шаблонные декорации очередной непойми как функционирующей говнофентези. Но далеко не каждый способен, подобно Сандерсону или Бэккеру сотворить нечто, живущее своей жизнью, нечто, во что искренне веришь.

Надежде Поповой, пусть и не сразу, но удалось это сделать.

Третьим достоинством книг будет, однозначно, язык.

Отменно прописанные диалоги, превосходный юмор, латынь (что изрядно добавляет фактурности). Все это в обилии можно найти на страницах книг, и за все это хочется искренне и от всего сердца поблагодарить автора.

Конечно же, в тексте вообще и в диалогах в частности встречаются анахронизмы, но, как мне кажется, носят они отнюдь не случайный характер, выполняя ту же функцию, что и кружевные трусики Ренфри.

Четвертым плюсом цикла являются персонажи. Разные, многогранные, отлично проработанные, они приятно порадуют каждого любителя хорошей литературы.

Если честно, я и так довольно много рассказал про них выше, а потому не стану лишний раз повторяться.

Пятым плюсом, который не могу не отметить, будет огромное количество всевозможных пасхалок. Их так много, что лично я сумел отыскать, как мне кажется, дай Бог, треть из общего числа. Возможно - меньше. Некоторые из них требуют неплохого знания истории (или наличия СПГС в термальной стадии), некоторые же, напротив, легко понятны, но все они - очень, очень смешны. От того же малефикара Фридриха Крюгера из третьего и конюха из пятого томов ржал, как это сейчас модно говорить, в голосину.

Так что же, «Конгрегация» - цикл книг, лишенный даже намека на недостатки? Неужто в ней все идеально? Увы, но при всем желании сказать так не могу.

Несколько ложек дегтя в железнодорожной цистерне меда я все-таки отыскал.

Проблем лично на мой взгляд две. Первая – это относительная слабость первых двух томов.

Конечно, в «Ловце человеков» и «Стезе смерти» нет ничего даже близко напоминающего, к примеру, «Принца Терний» Лоуренса, но, тем не менее, мне показалось, что автор во время написания первых книг была, так сказать, подмастерьем, не изваявшим еще своего шедевра. Причем, на вопрос: «а что именно не так?», даже не смогу сходу ответить. Быть может, проблема в недостатке размаха (действие первого тома происходит в небольшой деревеньке в жопе мира на задворках Империи, а события второй книги разворачиваются в исключительно в Кёльне) и эпичности, которые пришли не сразу, быть может, персонажи еще не полностью раскрыты, быть может, что-то иное.

Так или иначе, лично мне первые два тома показались более слабыми, нежели последующие.

Вторая же проблема благополучно кочует из книги в книгу. И, сразу оговорюсь, проблемой это является исключительно для меня – человека, не слишком любящего детективы. Фанат жанра, как мне кажется, будет сучить лапками от восторга и счастливо подвывать.

Так вот, как я уже говорил выше, Курт – что-то вроде оперуполномоченного. В чем заключается работа граждан данной категории? Правильно, в борьбе с преступниками. А как оная борьба ведется? Нет, неверно, не посредством погонь, перестилок и лихих разборок. Ладно, все это бывает, но уже позже, ближе к этапу задержания. А поначалу приходится вести долгие и нудные беседы со свидетелями и осведомителями, изучать показанная, собирать улики, проверять алиби и т.д. и т.п.

И вот этим-то Курт наш Батькович занимается в начале каждого тома. И это – не плохо, это – отлично, вот только лично у меня из-за этого чтение глав примерно с третьей и по шестую-седьмую занимало столько же времени, сколько и всей остальной книги. И так – семь раз подряд. А нет, вру, пятый том «Природа зверя» я проглотил влет. Возможно, кстати, потому что екшон там начался ну очень быстро.

Конечно, можно было бы с надменным видом проворчать что-нибудь в духе: «автор безбожно растягивает завязку» и надуться от собственной важности, вот только это будет неправдой. Затягивания нет, все так, как и должно быть… И, тем не менее, через первые главы мне приходилось прорываться с боем.

Заключение

Человек может все, а кроме того, если этот

 человек что-то должен сделать — он это может.

Следует ли читать «Конгрегацию» или все-таки нет?

Быть может, цикл не идеален (первые книги – в особенности), быть может, к автору можно прикопаться, быть может даже, при желании получится найти какие-нибудь ошибки и косяки - хотя для этого неплохо быть как минимум доцентом с истфака, - но особого смысла в подобных действиях нет.

Цикл – отменный. Аналогов ему – единицы. Каждому человеку, желающему развивать литературный вкус – читать в обязательном порядке.

Dixi.