Найти тему
Илья Карманцев

Что будет, если включить заднюю передачу на скорости 100 км/ч?

Включение задней передачи на ходу.

Многих автолюбителей и просто обычных наблюдателей за автомобильным миром иногда интересует вопрос — а что будет, если при движении вперед на скорости включить заднюю передачу?

Для начала нужно определиться, автомобиль с какой коробкой переключения передач интересует больше, с автоматической или простой механической.

Попробуем разобраться в принципе работы механической коробки передач. Даже в современных автомобилях на механике не предусмотрены какие-либо особые механизмы защиты от включения задней передачи. Да, в большинстве их них существуют переключатели в виде колец или кнопок, без нажатия которых заднюю передачу включить случайно не получится. Но если необходимо сделать это специально?

Коробка передач на МКПП (кулиса).
Коробка передач на МКПП (кулиса).

В обычной механической коробке передачи переключаются путем выжима педали выключения сцепления, перемещения рычага в защемление с нужной шестерней, и последующим включением сцепления посредством отпускания педали.

При этом важно знать как работает в такой коробке задняя передача. Она является обратной к первой, а значит вращается в другую сторону.

Схема как устроено сцепление и трансмиссия.
Схема как устроено сцепление и трансмиссия.

Перейдем непосредственно к сути данного нам вопроса — а именно, если разогнаться и попытаться переместить рычаг коробки передач на заднюю скорость первое, что Вы услышите — хруст и треск шестерен, которые не могут войти в зацепление, так как даже при выключенном сцеплении коробка передач продолжает по инерции вращаться вперед.

Через какое-то время валы остановятся и войдут в зацепление с шестерней задней передачи.

На этом моменте можно сказать, что задняя передача включена, и как только начать отпускать педаль выключения сцепления двигатель начнет глохнуть, коробка переключения передач испытывать большие нагрузки, а сцепление стираться. В ситуации, если при этом больше нажимать на педаль акселератора, то двигатель будет стараться прокрутить ведущие колёса в обратном направлении.

Что это значит? А значит, что на скорости, пока автомобиль движется вперед, ведущие колеса будут идти так называемым «юзом» — перестанут вращаться и начнут скользить по поверхности дороги. Как только скорость из за такого «торможения» спадет, колеса начнут крутится в обратном направлении, и автомобиль неизбежно попадет в неуправляемый занос. При этом коробка передач все так же будет испытывать сильнейшие нагрузки.

Через некоторое время благодаря тому, что ведущие колеса движутся в обратном направлении, автомобиль затормозит и начнет двигаться назад.

При этом коробка переключения передач испытает настолько большие перегрузки, что шестерни в ней начнут разрушаться, а сцепление — сгорать от повышения температуры в результате повышенной силы трения. Несколько таких случайных включений задней передачи на скорости могут привести к необратимым последствиям — коробка просто напросто не переживет таких перегрузок.

Это приводит к дорогостоящему ремонту коробки и сцепления или вовсе — к их замене целиком.

На АКПП.

Но как обстоят дела с автоматической коробкой передач?

В классической автоматической коробке переключения передачи разделяются на:

  • Драйв — движение вперед;
  • Реверс — движение назад;
  • Нейтраль — нейтральная передача;
  • Паркинг — стояночная передача.

Коробка переключения (АКПП).
Коробка переключения (АКПП).

Важно понимать, что с ростом прогресса в автомобилестроении защиты на автоматических коробках передач развиваются. Например, на современной машине при движении вперед включить заднюю передачу просто не получится — рычаг будет заблокирован до полной остановки автомобиля.

В некоторых автоматических коробках предусмотрена другая защита — при включении задней передачи на скорости коробка просто переключается в «нейтраль» и не включит никакую скорость до полной остановки автомобиля.

Но если взять в пример старенькую, простую машину с автоматом? В этом случае результаты такого эксперимента будут иные. Так как на таких автомобилях не предусмотрены механизмы защиты, кроме кнопки — защита от случайного переключения. Поэтому не составит труда специально нажать эту кнопку и переключится в режим заднего движения или стояночной передачи.

Во время стояночной передачи в коробке специальный штырь входит в защемление с шестернями и не дает им провернуться — а следовательно и не дает провернутся колесам. При попытке включить Паркинг на скорости — штырь не сможет войти в зацепление, так как шестерни движутся.

Но в результате полученной силы трения он начнет тормозить коробку и автомобиль начнет терять скорость. Как только скорость станет максимально низкой для защемления, штырь заблокирует шестерни коробки передач и колеса просто перестанут вращаться, при этом автомобиль продолжит какое то время движение по инерции.

АКПП.
АКПП.

При включении задней передачи будет другой результат.

Что же произойдет? Принцип работы автоматической коробки несколько иной, в отличии от механической, но результат будет похож — в лучшем случае двигатель начнет просто напросто глохнуть. Если же в это время нажимать на педаль акселератора сильнее — колеса встанут на месте, а потом начнут вращаться обратно. При том последствия для коробки будут такие же — дорогостоящий ремонт или замена целиком.

Подписывайтесь,пишите свое мнение в комментариях.

Авто
268,3 тыс интересуются