Включение задней передачи на ходу.
Многих автолюбителей и просто обычных наблюдателей за автомобильным миром иногда интересует вопрос — а что будет, если при движении вперед на скорости включить заднюю передачу?
Для начала нужно определиться, автомобиль с какой коробкой переключения передач интересует больше, с автоматической или простой механической.
Попробуем разобраться в принципе работы механической коробки передач. Даже в современных автомобилях на механике не предусмотрены какие-либо особые механизмы защиты от включения задней передачи. Да, в большинстве их них существуют переключатели в виде колец или кнопок, без нажатия которых заднюю передачу включить случайно не получится. Но если необходимо сделать это специально?
В обычной механической коробке передачи переключаются путем выжима педали выключения сцепления, перемещения рычага в защемление с нужной шестерней, и последующим включением сцепления посредством отпускания педали.
При этом важно знать как работает в такой коробке задняя передача. Она является обратной к первой, а значит вращается в другую сторону.
Перейдем непосредственно к сути данного нам вопроса — а именно, если разогнаться и попытаться переместить рычаг коробки передач на заднюю скорость первое, что Вы услышите — хруст и треск шестерен, которые не могут войти в зацепление, так как даже при выключенном сцеплении коробка передач продолжает по инерции вращаться вперед.
Через какое-то время валы остановятся и войдут в зацепление с шестерней задней передачи.
На этом моменте можно сказать, что задняя передача включена, и как только начать отпускать педаль выключения сцепления двигатель начнет глохнуть, коробка переключения передач испытывать большие нагрузки, а сцепление стираться. В ситуации, если при этом больше нажимать на педаль акселератора, то двигатель будет стараться прокрутить ведущие колёса в обратном направлении.
Что это значит? А значит, что на скорости, пока автомобиль движется вперед, ведущие колеса будут идти так называемым «юзом» — перестанут вращаться и начнут скользить по поверхности дороги. Как только скорость из за такого «торможения» спадет, колеса начнут крутится в обратном направлении, и автомобиль неизбежно попадет в неуправляемый занос. При этом коробка передач все так же будет испытывать сильнейшие нагрузки.
Через некоторое время благодаря тому, что ведущие колеса движутся в обратном направлении, автомобиль затормозит и начнет двигаться назад.
При этом коробка переключения передач испытает настолько большие перегрузки, что шестерни в ней начнут разрушаться, а сцепление — сгорать от повышения температуры в результате повышенной силы трения. Несколько таких случайных включений задней передачи на скорости могут привести к необратимым последствиям — коробка просто напросто не переживет таких перегрузок.
Это приводит к дорогостоящему ремонту коробки и сцепления или вовсе — к их замене целиком.
На АКПП.
Но как обстоят дела с автоматической коробкой передач?
В классической автоматической коробке переключения передачи разделяются на:
- Драйв — движение вперед;
- Реверс — движение назад;
- Нейтраль — нейтральная передача;
- Паркинг — стояночная передача.
Важно понимать, что с ростом прогресса в автомобилестроении защиты на автоматических коробках передач развиваются. Например, на современной машине при движении вперед включить заднюю передачу просто не получится — рычаг будет заблокирован до полной остановки автомобиля.
В некоторых автоматических коробках предусмотрена другая защита — при включении задней передачи на скорости коробка просто переключается в «нейтраль» и не включит никакую скорость до полной остановки автомобиля.
Но если взять в пример старенькую, простую машину с автоматом? В этом случае результаты такого эксперимента будут иные. Так как на таких автомобилях не предусмотрены механизмы защиты, кроме кнопки — защита от случайного переключения. Поэтому не составит труда специально нажать эту кнопку и переключится в режим заднего движения или стояночной передачи.
Во время стояночной передачи в коробке специальный штырь входит в защемление с шестернями и не дает им провернуться — а следовательно и не дает провернутся колесам. При попытке включить Паркинг на скорости — штырь не сможет войти в зацепление, так как шестерни движутся.
Но в результате полученной силы трения он начнет тормозить коробку и автомобиль начнет терять скорость. Как только скорость станет максимально низкой для защемления, штырь заблокирует шестерни коробки передач и колеса просто перестанут вращаться, при этом автомобиль продолжит какое то время движение по инерции.
При включении задней передачи будет другой результат.
Что же произойдет? Принцип работы автоматической коробки несколько иной, в отличии от механической, но результат будет похож — в лучшем случае двигатель начнет просто напросто глохнуть. Если же в это время нажимать на педаль акселератора сильнее — колеса встанут на месте, а потом начнут вращаться обратно. При том последствия для коробки будут такие же — дорогостоящий ремонт или замена целиком.