В биографии одного из самых знаменитых советских разведчиков Фишера – Абеля много эпизодов дерзких и удачных операций в тылу противника. Прославился наш разведчик, естественно, только после громкого провала и ареста в Нью-Йорке в 1957 году и последующего его обмена на американского разведчика – летчика США Пауэрса.
И директор ФБР Эдгар Гувер, и директор ЦУР Аллен Даллес высоко оценивали и саму работу советского разведчика – мастера шпионажа, и, в свою очередь, доблестную работу американских спецслужб по раскрытию деятельности Рудольфа Ивановича Абеля. Именно таким именем он назвался при аресте, и под таким именем вошел в мировую историю разведки.
Но еще в годы Великой Отечественной войны будущий знаменитый разведчик с успехом работал за линией фронта.
А вот до Великой Отечественной войны, Вильям Фишер, прекрасно знающий иностранные языки и изучивший радиодело в радиотелеграфном полку под Москвой с 1927 года работал в органах госбезопасности и был уволен 1938 году из НКВД. Причина кажется маразматической: родился за границей, отец немецкого происхождения.
Но Фишера просто уволили, а могло быть и по-другому: лагерь или расстрел.
Чтобы прокормить семью, бывший нквдшник и будущий разведчик подрабатывал где мог.
После начала войны многие, ранее разжалованные, просто уволенные из органов или сосланные в лагеря работники органов госбезопасности были вновь призваны и восстановлены в должностях и званиях. Понадобился и прекрасно говорящий на немецком языке одни из лучших радистов НКВД Вильям Фишер.
Очень интересный эпизод из работы будущего полковника Абеля в годы ВОВ. Отряд Вильяма Фишера изображал в белорусских лесах значительный партизанский отряд немецкого вермахта. Этот отряд «нападал» на советские военные подразделения, направлял «своему» немецкому руководству «истинные» радиограммы о перемещениях советских войск и другие разведданные «первой свежести». В ответ Вермахт сбрасывал с самолетов для «своих партизан» огромное количество оружия, боеприпасов, питания. А всю радиоигру с немцами вел не кто иной, как Вильям Фишер, переодетый в немецкую офицерскую форму.
«Березино», так называлась эта операция советской разведки. За участие в этой операции Вильяма Фишера советское командование наградило орденом Ленина. А еще ранее, Вермахт заслуги Вильяма отметил Железным крестом.
Именно о нем Аллен Даллес писал, что советский разведчик работал именно за убеждения, а не за деньги, и именно таких разведчиков он хотел бы иметь в ЦРУ для работы в Москве.