Найти тему
Алексей Филатов

Милицкий. Переговорщик до последней капли

Сегодня, когда я, спустя много лет, вспоминаю свою службу в «Альфе», до сих пор не могу найти объяснения одному феномену. Как эти совершенно разные люди, многие из которых в обычной жизни вряд ли могли бы поддерживать между собой не то, что дружеские, но даже товарищеские отношения, на службе представляли собой не просто дружную команду, а единый, монолитный и очень хорошо функционирующий организм? Одним из героев этого «монолита», с которым мне довелось служить, был наш переговорщик Сергей Милицкий.

Помню в начале 2000-х, собирая материалы для кандидатской диссертации по психологии, я провел небольшой опрос среди своих товарищей (мы были тогда в Чечне). Один из вопросов звучал так: «Чего больше всего опасаются сотрудники Управления “А”»?
Анализ ответов показал следующее.

На первом месте был риск получить тяжелое увечье, поскольку это лишает возможности быть полезным родному подразделению.

На втором – риск потери в бою своих товарищей.

На третьем – возможность погибнуть самому.

Именно первая опасность и подстерегла Серегу Милицкого летом 1995 года в Буденовске. В бою он потерял глаз. Не надо быть большим специалистом, чтобы понимать: после такого ранения людей комиссуют. Без вариантов.

В то время, когда многие молодые люди бегали как зайцы от армии и покупали справки про липовые болезни, Милицкому не просто удалось уговорить командование не увольнять его со службы, но и оставить в боевом подразделении. И в этом случае сработал талант переговорщика Милицкого, в котором нам много раз доводилось убедиться.

Сегодня мне вспоминается история, где Сергей уже после своего ранения проявился как настоящий переговорщик, действительно, до последней капли…

Дело было в 2000 году во Вторую чеченскую в Лазаревском. В здание частной гостиницы ворвались неизвестные в масках и взяли в заложники пятерых строителей. Выдвигали «скромные» требования: «$30 млн. и освобождение из тюрем всех чеченцев».

На захват заложников вызвали, разумеется, «Альфу». Бойцам объяснили, что террористы категорически отказывались идти на любые контакты. Вести переговоры вызвался Сергей Милицкий. Он представился бандитам сотрудником «Внешторгбанка» и сообщил, что привез им деньги из Москвы. Такой человек да с таким «грузом» заинтересовал преступников.

«Как упаковать пачки долларов? Тридцать миллионов – это триста килограммов!» - ошарашил Милицкий бандитов своим неожиданным вопросом. Уж он-то, как банковский работник, хорошо знает, что на себе столько не унести.

Затем он развил тему. $30 млн., говорил он, хорошие деньги, и он сам никогда не смог бы заработать такую сумму даже за несколько жизней. Но если бы даже и заработал, то жена-прорва всё равно бы нашла поводы его пилить.

И здесь Милицкий попал в точку. Старший из террористов вспомнил свою невеселую семейную историю, в результате которой от него ушла жена. В общем, террорист и переговорщик сошлись на том, что все бабы – стервы.

Переговоры с террористами – это всегда многочасовые и изматывающие операции. Но Сергей миллиметр за миллиметром подводил террористов к тому, что для них лучший выход – сдаться.

Если не знать все детали этой операции, то очень трудно поверить, что последней каплей, расположившей переговорщика к террористам, после которой они согласились сдаться, стало выполнение Милицким просьбы бандитов перекрыть воду. Капающая долгие часы из разорванной батареи под подоконником вода, уже сводила прислушивавшихся к каждому шороху террористов с ума…

Когда Милицкий сопровождал террористов до машины, то последним не одевали наручники, и даже руки не заламывали.

А когда машина с задержанными террористами тронулась с места, Сергей стоял у входа в гостиницу и чувствовал себя самым счастливым человеком на земле. Он не просто был снова в службе, работая где-то в штабе с бумагами, он был в строю, на передовой. И стал одним из главных действующих лиц в операции, успешно завершенной без единого выстрела.

Другие истории бойцов спецподразделения « Альфа » читайте в книге Алексея Филатова «Люди А»

-2

Читать дальше...