Найти тему

Развитие характера у детей дошкольного возраста.

https://pixabay.com/ru/photos/мать-ребенок-воспитание-взрослый-4205250/
https://pixabay.com/ru/photos/мать-ребенок-воспитание-взрослый-4205250/

Индивидуальные различия между детьми наблюдаются очень рано. Это заметно уже у младенцев: одни из них бывают более спокойны, другие менее. Значительнее эти индивидуальные различия проявляются в возрасте от одного года до трех лет в прямой связи с общим развитием ребенка, с овладением им такими важнейшими навыками, как ходьба и речь, позволяющими ему все активнее входить в общение с окружающим миром. У разных детей этого возраста отчетливо выражена разная степень общительности, ласковости, выдержки, терпеливости, настойчивости.

Объясняются подобные различия тем, что до начала дошкольного периода, то-есть до 3-х лет, ребенок проходит довольно значительный "стаж" своего развития, когда его природные задатки видоизменяются под постоянными и разнообразными воздействиями, которые связаны прежде всего с уходом за ребенком, а затем и с его воспитанием. Еще более заметны индивидуальные различия между детьми дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет), причем у каждого ребенка все более ярко выступают свои определенные черты.

Однако было бы ошибочно приписывать детям дошкольного возраста вполне сформировавшиеся черты характера. Некоторые же родители как раз и впадают в такую ошибку: слишком рано "устанавливают" характер своих детей, как бы наклеивая на них определенные ярлыки. Многие родители забывают, что у дошкольника нет еще достаточного опыта поведения в различных условиях и поэтому оно не имеет еще устойчивых черт.

Было бы неверным на основе внешних проявлений темперамента делать заключение о будущих характерах ребенка. Характер — понятие более сложное, содержательное, чем темперамент. Характер есть результат всего процесса воспитания. Причем под действием воспитания, происходит изменение в самом темпераменте, усиливаются его положительные стороны и ослабляются отрицательные.

https://pixabay.com/ru/photos/сёстры-девочки-летом-развлечения-931131/
https://pixabay.com/ru/photos/сёстры-девочки-летом-развлечения-931131/

При отсутствии должного воспитания ребенок, может сделаться грубым, капризным, мало приспособленным к жизни, нервнобольным. Но вполне возможно так воспитать неуравновешенных и слабеньких детей, чтобы слабые стороны их стушевались, сгладились, а лучшие, сильные черты получили полное развитие. Чтобы найти правильные пути воспитания характера у детей дошкольного возраста, необходимо знать особенности этого возраста.

Прежде всего, дошкольники все еще нуждаются в тщательном уходе за ними, в неослабном наблюдении за их здоровьем, в строгом гигиеническом режиме. В частности, ночью дошкольнику нужно спать 9- 10 часов, а днем после обеда часа 1,5 - 2. Лишенные регулярного дневного сна, дошкольники переутомляются, становятся раздражительными, нервная система их истощается. За час до ночного сна, ребенок должен прекращать шумные, возбуждающие игры и переходить к спокойным занятиям, чтобы не было трудного, медленного засыпания и тревожного сна.

Если в складывающемся характере ребенка этого возраста обнаруживаются недостатки, надо первым делом выяснить: нет ли каких-либо отклонений в физическом развитии ребенка, полностью ли удовлетворяются его основные жизненные потребности - в сне, разнообразной пище, чистом, свежем воздухе, играх. Воспитание характера ребенка — дело, требующее консультации не только педагога, но и врача.

При воспитании характера детей дошкольного возраста очень важно учитывать их эмоциональность, то-есть живое, искреннее, непосредственное проявление ими своих чувств во всех видах деятельности: играх, занятиях, в их речи, в отношениях к людям и ко всему окружающему. Легкая возбудимость, несдержанность в выражении чувств означает, что у детей этого возраста еще недостаточен самоконтроль, способность к "торможению".

Поэтому никак нельзя считать признаком "плохого характера", если ребенок плачет, когда, по мнению взрослых, повода к плачу нет, или же когда ребенок смеется, как считают взрослые, "по пустякам". Конечно, надо воспитывать в детях умение сдерживать резкие проявления чувств, но воспитателей должно не меньше беспокоить, когда ребенок вял и слишком серьезен, мало резвится, лишен свойственной его возрасту живости, непосредственности и любознательности.

Для дошкольников характерна большая подвижность, непроизвольная активность. Ребенок много двигается и говорит, потому что испытывает глубокую потребность как-то проявлять себя, действовать. Если эту потребность не удовлетворять, то он будет протестовать в форме, например, плача, крика или же у ребенка возникнет состояние скованности, его будет клонить ко сну, он станет пассивным. Ставя перед детьми посильные для них интересные задачи, организуя их игры, занятия по рисованию, музыке, - родители могут непосредственную активность дошкольников постепенно превращать в активность сознательную и волевую.

https://pixabay.com/ru/photos/дети-счастливы-братья-и-сестры-1879907/
https://pixabay.com/ru/photos/дети-счастливы-братья-и-сестры-1879907/

Правильное воспитание дошкольника в семье состоит в том, чтобы каждый вид его деятельности формировал в нем целенаправленность, выдержку, настойчивость, трудолюбие, чувство товарищества, то-есть все те черты характера, которые так нужны ребенку при вступлении его в качественно новый, школьный период его жизни.