Пару месяцев назад я опубликовал историю одного Boeing 737, запечатлённого на открытке из моей коллекции (ссылку оставлю в конце). Получил много интересных комментариев, позволивших дополнить статью неизвестными ранее фактами и фотографиями. Кроме того, благодаря читателю Олегу, я пополнил свою коллекцию. За что ему большое спасибо! И сегодня рассказ пойдёт об авиалайнере с одной из открыток, подаренных мне Олегом.
Пару слов скажу о самой карточке. Видите в левому углу цифро-буквенную комбинацию? Это позывной радиолюбителя, а сама открытка была использована как QSL-карточка — подтверждение сеанса радиосвязи между двумя радиолюбителями. В нашем случаем — между радиолюбителями из Бразилии и СССР.
Varig
Легко понять, что самолёт на фото принадлежит бразильской авиакомпании Varig. Основанная в 1927 году, она стала первым воздушным перевозчиком страны самбы и босса-новы. С 1965 по 1990 год Varig была ведущей национальной авиакомпанией и практически единственной, кто летал за рубеж. Именно на зарубежных рейсах и эксплуатировался первый реактивный авиалайнер компании — 35-местный Sud Aviation SE 210 Caravelle I. С декабря 1959 года на нём выполнялись перелёты из Бразилии в Нью-Йорк с промежуточными посадками в Белене, на Тринидаде и в Нассау.
Но полёты с промежуточными точками это долго и дорого, а рейс пользовался спросом. Для повышения комфорта пассажиров и снижения своих расходов авиакомпании нужен был самолёт, способный преодолеть это расстояние за один присест. Так на сцену выходит наш герой —
Первый Boeing 707 в Латинской Америке
Приобретя в 1960 году новенький Boeing 707-441, Varig первой среди всех латиноамериканских компаний начала эксплуатацию самолётов этого типа. Новичок реактивного флота бразильского перевозчика получил бортовой номер PP-VJA и именно он запечатлён на моей открытке.
707-441 был специальной модификацией, сделанной по заказу Varig. Вместо турбореактивных двигателей от Pratt & Whitney были установлены более экономичные Rolls-Royce Conway MK 508. Кроме борта PP-VJA у бразильцев было ещё 2 Boeing 707-441 – с бортовыми номерами PP-VJB и PP-VJJ. Буква "J" в них означала "Jet" — "реактивный".
Дебютный рейс в Нью-Йорк и обратно на этом авиалайнере был выполнен 2 июля 1960 года. Теперь за 1 раз самолёт мог перевезти 138 пассажиров. И требовалось для этого всего 9 часов полёта. Сравните с 35 пассажирами и 3 промежуточными посадками «Каравеллы». После получения второго Boeing 707-441 Varig станет летать в Нью-Йорк три раза в неделю.
Борт PP-VJA верой и правдой прослужит бразильской авиакомпании почти 20 лет. В апреле 1979 года его продадут небольшой авиакомпании RDC Marine Inc из США, где самолёт получит новую регистрацию N59RD. Под этим бортовым номером он будет летать ещё 10 лет до самой своей разделки на металл в 1989 году. Немного не дотянул до 30-летнего юбилея лётной карьеры…
В заключение ещё раз хочу поблагодарить своего читателя Олега — без него этой статьи не было бы. Ну и надеюсь, что вам понравилась статья о самолёте, фактически открывшем дорогу американским реактивным авиалайнерам на рынок Латинской Америки.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com
Читайте первую статью серии ➡ Самолёт с открытки: Boeing 737 «благородных кровей», завершивший карьеру в России.