Древнейший цельный текст, описывающий историю Древней Руси с момента её возникновения и до начала XII века, дошел до нас в летописных списках XIV и XV веков. Этот текст называется Повесть Временных Лет (ПВЛ). С этой повести начинаются почти все дошедшие до нас русские летописи. В том виде, в каком ПВЛ попала в начало летописей, она была записана в начале XII века. Наиболее вероятный её автор — монах киево-печерской лавры — Нестор.
То, что происходило до XII века, записано в ПВЛ на основе сохранившихся документов, но, главным образом, на основе легенд и народный преданий. Даже реконструированный А.А. Шахматовым "древнейший свод", который, по его мнению, лег в основу ПВЛ, был написан в 30-е годы XI века. Причем, "древнейший свод", как и "новгородская владычная летопись 1036 г." это летописи гипотетические, предполагаемые при реконструкции ПВЛ. На самом деле их могло и не быть. Для нас сейчас важно, что даже самые смелые реконструкции источниковедов не могут отодвинуть дату начала русского летописания на период ранее 1036-39 года. А совершенно достоверной все источниковеды считают дату записи ПВЛ, как единого текста - в начале XII века.
Первый князь Древней Руси, упоминаемый в каких-то других текстах, кроме ПВЛ, это князь Игорь Рюрикович. Он упоминается в договоре с Византией. В византийских же письменных источниках, а также и в западноевропейских упоминается княгиня Ольга. Святослав Игоревич и следующие за ним князья тоже упоминаются не только в ПВЛ, но и в других, синхронных их правлению или немного более поздних иностранных источниках.
Однако первые князья Руси - основатель династии Рюрик и принявший после него бразды правления Вещий Олег — не упоминаются нигде, кроме Повести Временных Лет. Но ПВЛ была написана в дошедшем до нас виде лишь в начале XII в., а до 30-х годов XI века летописание на Руси вовсе не велось! Откуда же первые русские летописцы XI-XII веков брали сведения о событиях IX - начала X века, то есть о событиях 200-летней давности?
Из устных преданий. Из народных сказок и былин. Больше-то было неоткуда. И если о князе Игоре, правившем, судя по ПВЛ, в 912-945 годах еще кто-то из стариков мог что-то рассказать первому летописцу в 1036 или в 1039 году, то свидетелей более ранних событий на момент составления летописей просто не могло быть в живых. А устное предание сильно искажает имена и сведения о жизни своих персонажей в назидательных, а порой и просто в развлекательных целях. "Сказка ложь, да в ней намек". Сказки и былины придумывались не для точной фиксации исторических событий, а для развлечения и поучения публики.
В ПВЛ были записаны именно народные сказния, легенды, байки о Рюрике и Олеге. Существовали ли эти персонажи народного фольклора в действительности, или они были для русских людей XI-XII веков собирательным образом "наших древний князей вообще" мы сейчас вряд ли сможем установить. Рюрик приезжает править Русью вместе с двумя братьями. Точно так же, как "три брата Кий, Щек и Хорив основали Киев". Жили были царь с царицей, и было у них три сына... Обычное дело для русской народной сказки. И для сказок многих других народов - тоже.
Помнил ли кто-нибудь имя первого князя Руси? А может, этих князей было много? Откуда у нас его имя? Рюрик это же рарог. "Сокол" на наречии западных славян-ободритов из которых, предположительно, происходят варяги-русь. Ясен-сокол - обычное для русских сказок именование князя, да и вообще любого героя, добра молодца. Возможно "сокол" было не имя, а прозвище первого князя русов, или одного из первых князей? Тамгой - личным знаком русских князей был именно падающий на добычу сокол. Может быть этот символ княжеской власти возник именно из имени Рюрик-рарог. А может, наоборот - имя "первого князя" возникло из рарога на княжеких знаках?
А вот когда, в XI-XII веках, сказка уже соприкасается с реальностью, с необходимостью, по примеру Византии, вести погодные летописные записи - начинаются вещи удивительные. Оказывается что годы правления Рюрика, Олега и даже начало правления Игоря совершенно не реалистичны, поставлены произвольно, ориентируясь на сообщения Византийских хроник о набегах Русов на Константинполь.
Для встраивания народных сказаний о древних князьях в первую летопись монахи использовали византийскую хронологию, опирались на имевшиеся у них под рукой византийские хроники и на византийский текст первых договоров Византийской Империи с русами. Даты правления и каких-то иных важных событий из жизни первых русских князей были летописцами вымышлены с таким расчетом, чтобы привязать легендарную историю первых князей к известным из византийских хроник точным датам. Так что Рюрик и Олег (если они существовали), или те, кто послужил прототипом этим былинным персонажам, правили примерно в то время, какое указано в ПВЛ.
Поэтому рассуждения, например, о личных "взаимоотношениях князя Рюрика его воеводы Вещего Олега", сродни рассуждениям о личных взаимоотношениях Вольги и Микулы Селяниновича. Это рассуждения о персонажах былинных, мифических. Рассуждения об архетипах, о персонажах наших главных сказок, о том, кем мы сами себя считаем, о том, кем считали себя наши предки. А первые персонажи ПВЛ, у которых, совершенно точно, были реальные исторические прототипы это князь Игорь и княгиня Ольга. Правда и про них в ПВЛ имеются довольно сказочные сюжеты. Но хотя бы годы правления и основные вехи их жизни, привязанные к датам, можно считать достоверными. Собственно, с Игоря и Ольги и начинается документированная и с точностью до года датированная летописная история Древней Руси.
Вообще же, любая древняя история начинается со сказки, с мифа. Это совершенно нормальное, обычное явление. История Рима началась со сказки про Ромула и Рема. "Основателями" многих, реально существовавших древнегреческих городов были греческие боги или дети богов - герои. И чем наш легендарный Рюрик хуже античных Геракла или Ромула? Сказочные сюжеты о Ррике и Олеге, сказочные эпизоды об исорических персонажах Игоре и Ольге, помещенные в ПВЛ мы обязательно подробно рассмотрим. Эти сюжеты созданы народом и помещены в летописи не просто так. В каждом из них заложен глубокий смысл, важный как для создававших эти истории людей, так и для нас, пытающихся понять, как жили, и как воспринимали мир наши далекие предки.
Древняя, дописьменная, сказочная история лишь постепенно перетекает в историю реальную, обрастая документами, датами и синхронизируясь с такой же датированной и документированной историей других стран. Правда, полностью сказки и нравоучительные басни из летописной истории никуда не исчезают. Древнерусский летописец - православный монах - был человеком религиозным. В летописи он вел диалог не только с современниками и потомками, но и, в первую очередь, с богом. В исторических событиях он искал замысел божий и нравоучение, полезный пример для своих современников и потомков. И писались-то русские летописи вовсе не ради того, чтобы облегчить работу современным историкам.
Летописи полны народных баек, нравоучений, морализаторства, библейских цитат и параллелей, проводимых летописцами между современными им историческими событиями и событиями из Ветхого и Нового заветов. Летописцы, как правило, не беспристрастны к описываемым событиям и воспринимают они эти события совсем иначе, чем восприняли бы их современные люди. Так что извлечение из летописей собственно исторических фактов, порой, весьма непростая задача.
Eсли вам понравилась эта статья -
савьте лайк, делайте репост
и подписывайтесь на канал.
См. также:
Зачем в летописях сказка о призвании Рюрика?
Какими были первые книги Древней Руси?
Как датируются летописи и другие древние книги.
Сказочные даты и первые русские князья.
В чем измерялось богатство в Древней Руси?
Ссылки на все статьи путеводителя по Древней Руси.