Найти тему
Artfragment

Москва—Ленинград / Дейнека—Самохвалов

Оглавление

Александр Дейнека и Александр Самохвалов. Два современника. Один — из Москвы, другой — из Ленинграда. На двоих они создали десятки изображений физкультурниц, шахтеров, метростроевцев и других счастливых советских людей. В санкт-петербургском «Манеже» открылась выставка двух художников. Рассказываем, почему куратор объединил именно их и какие работы называли «советской Джокондой» и «советской Мадонной».

— Работы Александра Дейнеки и Александра Самохвалова на одной выставке объединили не случайно.

Оба художника родились на рубеже веков, в провинции. Оба участвовали в близких художественных объединениях: Дейнека в ОСТ — Обществе художников-станковистов, Самохвалов — в «Кругу художников». Оба были одними из самых известных советских живописцев 30-50-х годов прошлого века. Но главное — обоих занимали «единственно актуальные темы, демонстрировавшие вовлеченность в процесс социальных преобразований». Героями Дейнеки и Самохвалова становились счастливые советские люди: физически крепкие, радостно смотрящие в будущее и готовые трудиться на благо страны.

Александр Самохвалов, «Советская культура», 1935.
Александр Самохвалов, «Советская культура», 1935.

— Именно Александру Дейнеке приписывают создание образа «счастливого советского человека».

Художник принял революцию, искренне верил в молодое советское государство, был уверен в счастье спортивных мужчин и женщин, бегающих эстафеты, прокладывающих ветки метрополитена, строящих самолеты и летающих на них.

Александр Дейнека, мозаика «Прыжок в воду» на станции метро «Маяковская».
Александр Дейнека, мозаика «Прыжок в воду» на станции метро «Маяковская».

При этом Дейнека очень хотел быть успешным художником. Порой его называют «Маяковским в живописи». Художник был знаком с пролетарским поэтом и восхищался его творчеством. 

Александр Дейнека, мозаика «Лыжник» на станции метро «Маяковская».
Александр Дейнека, мозаика «Лыжник» на станции метро «Маяковская».

— Александру Самохвалову особенно удавались образы героинь труда и спорта — кондукторши, девушки с ядром, метростроевки.

На выставке в «Манеже» полотнам о «советской физкультуре» посвящен отдельный раздел. Для Самохвалова это была «радость бытия, та радость, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построен ие новой жизни…». Что касается Дейнеки, то он не только писал спорт, но и сам им занимался. Практиковаться в боксе он начал еще во ВХУТЕМАСе.

Александр Самохвалов, «Метательница диска», 1930-е годы.
Александр Самохвалов, «Метательница диска», 1930-е годы.
Александр Дейнека, «Эстафета», 1947.
Александр Дейнека, «Эстафета», 1947.

— Свои идеологически верные работы Дейнека и Самохвалов начали создавать еще до того, как появился термин «соцреализм».

Но, по мнению историка искусства Надежды Плунгян, двум художникам удалось нащупать «новый реализм», непохожий на передвижнический, в котором все-таки были синтезированы формальные приемы авангарда. «Такой «соцреализм» косплеили «новоакадемист» Георгий Гурьянов, барабанщик группы «Кино», и Doping-Pong — авторы культовой в 2000-х салютующей пионерки», — отмечало издание «Собака».

Александр Дейнека, «Колхозница на велосипеде», 1935.
Александр Дейнека, «Колхозница на велосипеде», 1935.

— Дейнека и Самохвалов никогда не работали вместе.

Но однажды их работы «встретились» — в 1937 году в павильоне СССР на Всемирной выставке в Париже. В числе прочего там была и «Девушка в футболке» Самохвалова (представлена на выставке в «Манеже»). Это полотно прозвали «советской Джокондой». А картину «Мать» Дейнеки называли «советской Мадонной». 

Александр Самохвалов, «Девушка в футболке», 1932.
Александр Самохвалов, «Девушка в футболке», 1932.
Александр Дейнека, «Мать», 1932.
Александр Дейнека, «Мать», 1932.

— На выставке нет недостатка в обнаженных телах.

Как не было его и в творчестве художников. Работы Дейнеки и Самохвалова вроде бы идеологически выверенные, но в то же время они красноречиво доказывали, что секс в СССР был. «Ню» художников создавались при разных обстоятельствах. В разгар войны — в 1943-м — Дейнека заканчивает полотно «После боя». На выставке в «Манеже» это одно из самых мощных высказываний о красоте мужского тела. На создание картины художника вдохновила фотография Бориса Игнатовича «Душ». Любопытно, что полотно с изображением обнаженных мужчин публика и критика приняли лучше, чем хрестоматийную «Оборону Севастополя» Дейнеки.

Александр Дейнека, «После боя», 1943.
Александр Дейнека, «После боя», 1943.

— Куратор выставки Семен Михайловский задумал столкнуть москвича Дейнеку и ленинградца Самохвалова.

Причем не где-нибудь, а на футбольном поле. Поэтому выставка начинается со входа на стадион, украшенный дейнековскими «Футболистами». Игра художников оказалась равной. «Когда мы начинали, нам было очевидно, что Дейнека — победитель, а Самохвалов значительно ему уступает. Но когда мы это выставили, совместили, оказалось, что Самохвалов такой щемящий, сердечный и тонкий, что вроде где-то он и более интересный. Получилась интрига: здесь тебе больше один нравится, здесь другой», — отметил Михайловский.

Александр Дейнека, «Футбол», 1924.
Александр Дейнека, «Футбол», 1924.