Найти тему
Procrastifashion

Монтаж повседневности

Как мы ежедневно используем кинематографические приёмы в жизни.

Charlie Chaplin
Charlie Chaplin

Любовь к кино заставляет меня периодически интересоваться его исторической и теоретической стороной. Любовь к поп-культуре, мемам и youtube заставляет меня искать во всём этом связь с наукой и искусством. Порой слушая очередную лекцию по истории кино, я невольно поражаюсь тому, как всё, что происходило в кинематографе на протяжении его более чем вековой истории, перекликается с современностью и нашими самыми низкими жанрами.

Давайте обратим внимание на то, как мы сталкиваемся с приёмами монтажа и невольно сами используем их в нашей повседневности, не подозревая об этом, и не имея никаких теоретических знаний о кино.

Я начну свой рассказ с самого простого и очевидного приёма:

Внутрикадровый монтаж - это переход от одного плана к другому без склеек. То есть мы просто поворачиваем камеру с одного плана на другой, или изменяем фокус с ближнего плана на дальний и наоборот без движения камеры ("зумирование" и "панорамирование", если по-научному :). Одним кадром Иньярриту пытался снять фильм "Бёрдмэн"(Birdman 2014), хотя там без склеек, как говорят, профессионалы, не обошлось. Кстати, фильм к просмотру весьма рекомендую!

В нашей виртуальной жизни внутрикадровый монтаж часто используется в весёлых видюшках про животных, когда сначала в кадре появляются разодранные тапки хозяина, а потом камера переезжает с них на виноватые носы животных.

Ну а ещё чаще он используется в инстаграме, когда герой видео снимает себя на фронталку, потом переводит камеру на пейзаж за ним или других людей, а потом опять на себя.

Далее следует приём наплыва.

Наплыв - монтажный приём, когда одно изображение медленно перетекает в другое, на некоторое время будто создавая маску. Наглядно он продемонстрирован в начальных титрах фильма "Женщины" (Women 1939). После заставки MGM с рычащим львом и строчек с именами участников создания фильма на экране поочерёдно показываются короткие видео с актрисами, исполняющими главные роли. Но они появляются не сами по себе, а будто проявляются из изображений животных, с которыми ассоциируются характеры героинь фильма. Например, трепетная лань становится Нормой Ширер, а леопард - Джоан Кроуфорд. Вы можете посмотреть, как это выглядит в видео, прикреплённом ниже, начиная с 1:17. Или лучше посмотрите сам фильм! Он интересен с точки зрения истории костюма, истории кино, истории моды (фэшн шоу в фильме во многом вдохновило постановку показов моды в реальности) и с точки зрения феминизма ;) Хотя сам фильм чёрно-белый, эпизод с фэшн-шоу там как раз-таки цветной!

В нашей дигитализированной (или по-грефовски "цифровизированной") жизни наплыв - это приложение MSQRD, маски в snapchat и всё то добро (включая виртуальные бороды и версии себя другого пола и возраста), которое с помощью нехитрой AR можно примерить на своё светло личико. Например, у классной актрисы Ирины Горбачевой уже не первый год развивается история между Мишей и Лёвой - масками белого медведя и тигра из MSQRD.

А теперь рассмотрим эффекты Кулешова. Это монтажные эффекты, описанные Львом Кулешовым, великим отечественным теоретиком и практиком кино в его работе "Искусство кино (мой опыт)" 1929 года.

Первый эффект Кулешова чаще всего так и называется. А заключается он в том, что одно и то же изображение, поставленное рядом с другим, может обретать для зрителя разное значение. То есть в случае с кадрами их сумма - это некое третье значение (1+1 = 3).

Эмпатический эффект Кулешова
Эмпатический эффект Кулешова

Этот эффект хорошо продемонстрирован на иллюстрации выше. Если зрителю поочерёдно показать лицо, затем тарелку с супом, а затем снова то же лицо, то у зрителя создаётся впечатление, что на лице - голод. Если же средний кадр заменить на другой, например, ребёнка в гробу или женщину на диване, то зритель будет воспринимать в одном и том же лице разные эмоции - скорбь (в случае с ребёнком) и вожделение (в случае с женщиной). Виталий Куренной, руководитель школы философии НИУ ВШЭ называет этот эффект эмпатическим, поскольку восприятие изображения зрителем зависит от его эмпатии.

-3

В нашей повседневности мы сталкиваемся с эмпатическим эффектом в очень забавном виде. Наверняка вы знаете, что в сети распространён стёб по поводу отсутствующей эмоциональности некоторых актёров, медийных персон и вымышленных персонажей. Представьте, что мы уберём из схемы эффекта Кулешова изображения тарелки, ребёнка и женщины, что мы получим? А вот что:

-4

Если восприятие изображения зависит от эмпатии зрителя, то Чак Норрис может вполне упрекнуть нас в отсутствии эмпатии :)

-5
-6

Второй эффект Кулешова - географический.

Суть заключается в том, что с помощью монтажа мы может создать несуществующую локацию, или поместить человека в то место, где его на самом деле нет. Этот приём часто используется для съёмок эпических сцен в кино, где дальний план снимают где-нибудь в пустыне или в горах, а ближний план с лицами актёров - в павильонах с декорациями или вообще другой стране. Или, например, иногда части одной и той же сцены снимают в разных городах. Таким образом в мире кино рождается новый гибридный город. И мне было бы любопытно узнать, сколько таких Лондобургов (смесь Лондона и Эдинбурга) было создано за всю историю кино. Ну чем не тема для диссертации?

Вот вам пример попроще и поближе к жизни.

Ваша бывшая одноклассница выложила в инстаграм следующее видео : её лицо крупным планом, следующим кадром идёт панорама морского пляжа, а третий кадр - снова крупный план её лица в солнечных очках. Вы думаете, что она на белоснежном ямайском пляже? Нет, она на даче в Кукуево, а видео пляжа взято из рекламы Тез тур. Но магия монтажа и его географический эффект заставляют вас верить в волшебную жизнь беззаботной путешественницы, которой будто бы живёт Ирка из 11 "В".

Третий эффект Кулешова называется "Творимый человек". Его суть сходна с географическим эффектом, только вместо новой локации, здесь создаётся новый человек. Допустим, вы хотите показать, как одевается девушка, сняв крупные планы трёх разных девушек. У одной вы снимаете только торс, как надевается платье, у другой - только ноги и надевание туфель, у третьей - только голову, и как надевается шляпка. Можно ещё снять руки четвёртой девушки с надеванием перчаток , раз уж на то пошло. У вас получится одна девушка, составленная из четырёх разных. Разумеется, в реальности её не существует, но в мире кино она есть!

По словам Виталия Куренного все три эффекта Кулешова демонстрируют нам то, как реальность, которую мы видим в фильме отличается от реальности, в которой он создавался. Что ж, вероятно, стоит всегда помнить эти слова, блуждая по сети. Ведь реальность контента, которую мы видим там (здесь) сильно отличается от реальности, в которой этот контент создавался.

Более подробно о теории кино можно почерпнуть из видео курса Виталия Куренного "Анализ фильма" на портале бесплатного образования openedu.ru Вы найдете этот курс в списке курсов НИУ ВШЭ.

Приятного образования!