Почему растет число тех, кто не любит Новый год? И такой популярностью пользуется шутка про «фальшивые» елочные игрушки – да, они цветные и сверкают, как настоящие. Но не радуют… Конечно, дело не в игрушках. А в ожидании чуда, которому в нашей повседневной реальности взяться, в общем-то, и неоткуда. И в ограниченном наборе ритуалов празднования. Ну в самом деле, какой тут выбор?
Компания друзей\подруг. Семейный расширенный формат с участием дядь и теть, троюродных бабушек, кузенов в четвертой степени и прочих изводов седьмой воды на киселе. Романтическое празднование вдвоем. Или ограниченный вариант семейности «он, она, дети и собака\котик». Собственно, и всё. Выездные версии на курортах и в чужих столицах, в коттеджах среди тайги – обычно что-то из перечисленного. Только в профиль. Если кто-то не вписывается в параметры – пары нет, родня токсичная, все друзья семейные – сценария не предусмотрено.
И сверху этот могучий стереотип празднования, шаг вправо, шаг влево - и ты уже вне бушующей радости - прихлопнут тем самым ожиданием чуда. Оно родом из детства, но там-то чудо было. Особенно в традиционном формате празднования, который все ныне живущие знают только по старым книгам.
Константин Паустовский писал в новелле «Сказочник», как ему было семь лет и его попросту отправили на улицу, потому что нарядную елку не следовало видеть раньше времени. А потом мальчику подарили книгу сказок Андерсена. С картинками! Таким яркими и свежими, что они были прикрыты папиросной бумагой. И краска под ней еще оставалась чуточку липкой.
У Алексея Толстого в знаменитом «Детстве Никиты» разыгрывается сходная ситуация – изготовление самодельных игрушек, громадная елка, внесенная с мороза… А потом вон из гостиной до вечера, предвкушайте праздник. Чудом была сама елка и подарки под ней. И сам ритуал ожидания, порой мучительного для ребенка, но вполне компенсируемого прекрасной книгой с картинками или новой куклой. Да даже кульком сладостей!
Человеку взрослому и современному чудо часто бывает остро необходимо. Даже если один из вышеуказанных сценариев ему\ей подходит. Но кульком конфет и куклой в кружевах тут уже не обойтись. Взрослые проблемы – работа без перспектив, нехватка денег, одиночество, разномастные кризисы, ипотека… И Новый год как веха – год прошел, а они всё не решены. Так, может, тут и спрятан шанс на чудо, нормальное такое, откровенно недетское? Отвязать заботы от момента водружения на стену или стол нового календаря. Ну, додумались древние римляне праздновать начало года в первый день месяца, посвященного двуликому Янусу. Ну, приказал государь Петр подданным веселиться и елки наряжать в этот самый день. Ну да, бегают толпы по магазинам, скупая еду и ерунду… в смысле, подарки .
И что?..
Кстати, древние греки вообще Новый год летом праздновали. Персы – в весеннее равноденствие. А египтяне тоже летом, когда Нил разливался.