Найти в Дзене

Узбекистан за 9 дней. День 4#2. Бухара: Цитадель Арк. Мечеть Джами. Тронный зал.

Оглавление
 Цитадель Арк - древнейшее сооружение Бухары. Высота стен достигает 16 - 20 м.
Цитадель Арк - древнейшее сооружение Бухары. Высота стен достигает 16 - 20 м.

Сейчас мы войдём через Регистанские ворота XVI века в крепость Арк, пройдём к мечети Джами с древними рукописными книгами, заглянем в Тронный зал Куринышхана, выйдем к Конному двору и Историко-краеведческому музею, увидим ансамбль Болохауз и панораму Бухары с обзорной площадки.

62. Цитадель Арк.

По легенде, основателем Арка считается Сиявуш - прекрасный юноша, герой среднеазиатского эпоса. Сиявуша оклеветала мачеха и он был вынужден бежать от преследований отца в Туран, где его сначала принял и позволил жениться на своей дочери Ферганизе, а потом вероломно убил царь Афрасиаб.

Однако до своей гибели Сиявуш успел построить крепость Сиявушгирд в области Бахар на месте современной Бухары. Эта крепость, постепенно надстраиваясь и укрепляясь, превратилась в цитадель Арк.

Считается, что могила Сиявуша располагалась в Восточных воротах Арка, до наших дней не сохранившихся. Многовековая легенда была настолько живуча, что даже после установления ислама в качестве государственного вероисповедания, в праздник Навруза (Нового года) у восточных ворот собирались бухарские мужчины для заклания жертвенных петухов.

В эпоху раннего средневековья в Арке располагались дворец правителя Бухары, правительственная канцелярия, тюрьма, казначейство и древний храм, который арабы преобразовали в джума-мечеть.

В средние века в крепости Арк работали, пользуясь уникальной библиотекой, Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Аль-Фараби и Омар Хайям.

Крепость была сильно разрушена при нашествии орд Чингизхана в 1220 году и при бомбардировке с аэропланов под руководством М.В. Фрунзе в 1920 году. Усердием Фрунзе большая часть строений крепости была превращена в руины, не подлежащие восстановлению ("Мёртвый Арк").

Нынешний облик крепость Арк приобрела в период правления амиров династии Мангытов (1747 - 1920).

Портал главных ворот Арка с двумя башнями возвышается над площадью Регистан - главной площадью средневековой Бухары.

Западные Регистанские ворота - парадный вход в цитадель Арк.
Западные Регистанские ворота - парадный вход в цитадель Арк.

Наккорхана, трёхэтажное сооружение над воротами Арка, было возведено в XVII веке Абдулазизханом (1645—1681).

В 1990 - 2016 годах по распоряжению Президента Республики Узбекистан И. Каримова были проведены масштабные работы по реконструкции крепости Арк.

Преодолев пандус-тахтапуль, мы входим в ворота Арка, охраняемые двумя вооруженными стражами в исторических костюмах. Купив у входа билеты, продолжаем подъём. На протяжении всего пути вверх по долону (крытому проходу) от местных гидов поступают предложения организовать персональную экскурсию по Арку. По обе стороны долона расположены обхана - камеры для заключённых.

Поднявшись наверх, поворачиваем налево к соборной мечети.

63. Мечеть Джами.

Соборная пятничная мечеть Джами построена в самом начале XVIII века в правление эмира Субханкулихана (1680 - 1702) и представляет собой зимнюю мечеть с четырьмя опорными колоннами, обнесённую с трёх сторон айваном на площадке из каменных блоков. Потолок айвана, покоящийся на деревянных колоннах с огромными сталактитовыми капителями, покрыт растительным и геометрическим орнаментом.

Айван мечети Джами XVIII века.
Айван мечети Джами XVIII века.

Современный вид мечеть Джами приобрела в начале XVIII веке и в результате более поздних реконструкций. Капитальный ремонт мечети был произведён в 1910 - 1920 годах при эмире Алимхане.

Потолок соборной мечети имеет очень сложную конфигурацию с множеством разноцветных декоративных элементов.
Потолок соборной мечети имеет очень сложную конфигурацию с множеством разноцветных декоративных элементов.
Расписная деревянная капитель колонны соборной мечети.
Расписная деревянная капитель колонны соборной мечети.

Мечеть имеет восемь входных дверей и четыре михраба. Внутри мечети представлена обширная экспозиция священных рукописных книг - "Памятники письменности XII - XX веков".

Коран на деревянной подставке для чтения. Рукопись. Почерк "Тавке". XIII - XIV век.
Коран на деревянной подставке для чтения. Рукопись. Почерк "Тавке". XIII - XIV век.

Здесь можно встретить манускрипты XIII - XIV веков на языке фарси, выполненные почерком "Мухаккак" и другие, не менее интересные рукописные версии Корана.

Более поздние произведения отличаются ярким красочным оформлением с использованием голубой и "золотой" красок.

Изящно оформленные рукописные произведения.
Изящно оформленные рукописные произведения.

64. Куринышхана - тронный зал эмиров.

Тронный зал XVII века - самое просторное и старое из сохранившихся помещений Арка. В нем есть интересный архитектурный элемент - невысокая каменная стенка, чуть выше человеческого роста, частично перекрывающая майоликовый вход-портал в куринышхану. Называется она Гулом-Гард и использовалась двояко.

Во-первых, важные посетители могли оставлять за ней своих слуг, чтобы они своим недостойным видом не портили настроение эмиру. :)

Во-вторых, и это не менее важно, эта стенка позволяла посетителям "красиво уйти". По окончании аудиенции, уходящий посетитель не мог поворачиваться к правителю спиной. Поэтому он потихоньку пятился, пока не упирался спиной в эту стенку, боком-боком огибал её, и только оказавшись за ней и став невидимым эмиру, посетитель мог перевести дух, повернуться и спокойно выйти из куринышханы.

В куринышхану привели группу малышей. Родители хлопочут вокруг своих чад.
В куринышхану привели группу малышей. Родители хлопочут вокруг своих чад.
Два симпатичных рослых стража в полном боевом облачении.
Два симпатичных рослых стража в полном боевом облачении.
Ну какой настоящий пацан не хочет быть эмиром и восседать на троне в вышитых золотом одеждах?!
Ну какой настоящий пацан не хочет быть эмиром и восседать на троне в вышитых золотом одеждах?!
Сюзане с вышитыми сценами из придворной жизни.
Сюзане с вышитыми сценами из придворной жизни.

Где-то под полом куринышханы располагались казна и архив.

Смешной каменный лев охраняет вход в казну.
Смешной каменный лев охраняет вход в казну.

Мы покидаем Тронный зал и направляемся к Конному двору, из которого можно легко попасть к музейным экспозициям.

65. Конный двор и залы музея.

С территории конного двора вход в залы историко-краеведческого музея.

Недавно построенные деревянные лестницы с перилами ведут ко входу в музей.
Недавно построенные деревянные лестницы с перилами ведут ко входу в музей.

В музее можно увидеть археологические находки, старинные монеты, керамические изделия и медную посуду, старинное оружие и облачение воинов, изделия с золотым шитьём, музыкальные инструменты и многое другое.

Замок, на который запирались ворота Арка. 1769 год.
Замок, на который запирались ворота Арка. 1769 год.
Боевой двусторонний топор. Лезвия украшены выгравированным изображением слона.
Боевой двусторонний топор. Лезвия украшены выгравированным изображением слона.
Старая фотография из музея.
Старая фотография из музея.
Музыкальные инструменты и куклы для уличных представлений.
Музыкальные инструменты и куклы для уличных представлений.
Атрибуты дервиша. Справа - посох дервиша, вырезанный из дерева. При необходимости такой посох становился грозным оружием самообороны.
Атрибуты дервиша. Справа - посох дервиша, вырезанный из дерева. При необходимости такой посох становился грозным оружием самообороны.
Металлический сосуд. На его поверхности выгравирован ритмичный орнамент и тексты на арабском языке. Очень похожий сосуд хранится в московском Музее Востока.
Металлический сосуд. На его поверхности выгравирован ритмичный орнамент и тексты на арабском языке. Очень похожий сосуд хранится в московском Музее Востока.
Медный поднос, украшенный тончайшей резьбой по металлу.
Медный поднос, украшенный тончайшей резьбой по металлу.
Парадная обувь и сумки с золотым шитьём.
Парадная обувь и сумки с золотым шитьём.
Верхняя одежда из драгоценных тканей.
Верхняя одежда из драгоценных тканей.

66. Цитатель Арк снаружи.

Выйдя из цитадели, мы обошли по часовой стрелке всю крепость. Сначала по улице Мирзы Хайита дошли до северо-восточной угловой башни, неподалеку от которой находится мини-копия крепости Арк - тюрьма-зиндан, в которой вынес избиение палками Садриддин Айни. Зиндан мы, к сожалению, не успели посетить. А жаль - там есть на что посмотреть!

Повернув направо, прошли вдоль восточной стены, которая заново отстроена лишь в нижней части. Сверху видны остатки разрушенной старой кладки и большие участки оплывшей глины. Это "Мёртвый Арк" - закрытая для посетителей зона разрушенных бомбёжками строений цитадели. Этакий столетней давности "привет" от Фрунзе под названием "победа любой ценой"...

Вид на хорошо отреставрированную южную стену крепости Арк.
Вид на хорошо отреставрированную южную стену крепости Арк.

Продолжение следует...

Ваши комментарии и "лайки" помогают нашему каналу расти и делиться новыми впечатлениями и открытиями.

Ставьте "Нравится", подписывайтесь на наш канал Всюду Вместе и путешествуйте вместе с нами!

А мы возвращаемся к оазису Ляби-Хауз чтобы поближе познакомиться в чайхане с бухарским пловом, пробираемся кривыми улочками к уникальному медресе Чор Минор, возвращаемся к медресе Нодир-Диван-Беги с волшебными птицами на портале и памятнику Ходже Насреддину, обследуем рынок, спускаемся к древней мечети Магоки Аттори, окружённой зоной археологических раскопок и знакомимся с котом из керамической лавки.

Узнавайте больше о знаковых исторических местах. Читайте про родовую усадьбу Романовых в Измайлово!