Специалистам сейчас очевидно, что эмоциональный интеллект зачастую важнее IQ. Про это много написано, но не совсем понятно при этом, как родителям помочь своим детям этот самый эмоциональный интеллект развивать, а ведь он закладывается с самого раннего возраста. В статье мы рассмотрим, особенности эмоционального развития дошкольников, и тогда станет значительно понятнее, в каком направлении двигаться родителям.
Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:
- освоение социальных норм выражения чувств;
- изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;
- развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формирование высших чувств - интеллектуальных. этических, нравственных.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или чем огорчен.
По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.
Меняются и внешние проявления эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т.п.
Уже на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание (эмпатия) , эмоциональная чувствительность ( один из важнейших компонентов эмоционального интеллекта) .
Развитие эмпатии включает в себя три компонента:
- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);
- эмоциональный (я сочувствую ему);
- поведенческий (я делаю что-то, что ему поможет, улучшит его состояние).
В нашей повседневной жизни все три компонента слиты: например, мы видим плачущего малыша. Мы знаем (когнитивный компонент), что он испытывает обиду, страх или боль и т.п.; нам его жалко (сочувственно-эмоциональный компонент); мы его успокаиваем (выясняем причину и пытаемся устранить - поведенческий компонент).
Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменение в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и в остальных. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям ( тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения).
Наша задача обучить ребенка понимать свои чувства, понимать чувства других, адекватно реагировать на них. Ведь для нас это естественно, а для малыша сложная незнакомая наука. Им нужен пример, поэтому очень важно озвучивать ребенку все три компонента.
Например: "Я знаю, что ты злишься оттого, что никак не получается поехать на двухколесном велосипеде (озвучили когнитивный компонент). Мне очень жаль, что у тебя не получается (озвучили эмоциональный компонент). У меня тоже когда-то не получалось, и я был уверен, что никогда не смогу поехать, а сейчас отлично катаюсь (озвучили поведенческий компонент).
Для гармоничного развития эмоциональной сферы очень важно, чтобы основные потребности, характерные для данного возраста, были удовлетворены. Тогда выш малыш будет эмоционально стабилен и счастлив, у него будет все в порядке с самооценкой, а это и есть залог будущего успеха.
Основные потребности, характерные для ребенка-дошкольника
- в положительных эмоциях, любви, признании;
- общении (со взрослыми и сверстниками), сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в общественно-значимой деятельности;
- новых впечатлениях, знаниях; умении чувствовать себя компетентным;
- оценке результатов своей деятельности взрослым;
- соответствии положительному нравственному эталону.