Найти тему
ПУТЬ К НИРВАНЕ

Эмоциональное развитие дошкольника - залог будущего успеха.


Специалистам сейчас очевидно, что эмоциональный интеллект зачастую важнее IQ. Про это много написано, но не совсем понятно при этом, как родителям помочь своим детям этот самый эмоциональный интеллект развивать, а ведь он закладывается с самого раннего возраста. В статье мы рассмотрим, особенности эмоционального развития дошкольников, и тогда станет значительно понятнее, в каком направлении двигаться родителям.

Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:
- освоение социальных норм выражения чувств;
- изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;
- развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формирование высших чувств - интеллектуальных. этических, нравственных.


Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или чем огорчен.
По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.
Меняются и внешние проявления эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т.п.
Уже на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание (эмпатия) , эмоциональная чувствительность ( один из важнейших компонентов эмоционального интеллекта) .

Развитие эмпатии включает в себя три компонента:
- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);
- эмоциональный (я сочувствую ему);
- поведенческий (я делаю что-то, что ему поможет, улучшит его состояние).

В нашей повседневной жизни все три компонента слиты: например, мы видим плачущего малыша. Мы знаем (когнитивный компонент), что он испытывает обиду, страх или боль и т.п.; нам его жалко (сочувственно-эмоциональный компонент); мы его успокаиваем (выясняем причину и пытаемся устранить - поведенческий компонент).


Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменение в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и в остальных. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям ( тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения).
Наша задача обучить ребенка понимать свои чувства, понимать чувства других, адекватно реагировать на них. Ведь для нас это естественно, а для малыша сложная незнакомая наука. Им нужен пример, поэтому очень важно озвучивать ребенку все три компонента.

Например: "Я знаю, что ты злишься оттого, что никак не получается поехать на двухколесном велосипеде (озвучили когнитивный компонент). Мне очень жаль, что у тебя не получается (озвучили эмоциональный компонент). У меня тоже когда-то не получалось, и я был уверен, что никогда не смогу поехать, а сейчас отлично катаюсь (озвучили поведенческий компонент).


Для гармоничного развития эмоциональной сферы очень важно, чтобы основные потребности, характерные для данного возраста, были удовлетворены. Тогда выш малыш будет эмоционально стабилен и счастлив, у него будет все в порядке с самооценкой, а это и есть залог будущего успеха.

Основные потребности, характерные для ребенка-дошкольника

- в положительных эмоциях, любви, признании;
- общении (со взрослыми и сверстниками), сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в общественно-значимой деятельности;
- новых впечатлениях, знаниях; умении чувствовать себя компетентным;
- оценке результатов своей деятельности взрослым;
- соответствии положительному нравственному эталону.