Хоть многие и не любят российские фильмы, считая, что им никогда не сравниться с голливудскими (лично я эту точку зрения не поддерживаю), но всё же данный фильм "заставил" с интересом досмотреть его до конца не только меня, но и многих моих друзей и знакомых.
Фильм одновременно и прост, и глубок. Мне вспомнилась фраза, что "всё гениальное просто". Похоже, это и есть тот самый случай.
Чем фильм якобы прост? Сперва он открывается чёткостью и логичностью сюжета, практически научной обоснованностью (с точки зрения основных идей психологии как науки) характерологических портретов главных героев, их поведения, их реакций. Такое чувство, что сценарий взят прямо из жизни и всего лишь немного художественно адаптирован: генеральная идея науки психологии в том, что все травмы растут из детства, — и она просто пронизывает весь фильм на примере каждого из главных его героев.
Отличная игра актёров поддерживает эмоциональную вовлечённость зрителя, прям, по Станиславскому. С первых и до последних кадров меня не покидало чувство: "Да, я верю каждому из них!"
В фильме мы наблюдаем стройные сюжетные детали, логическую обоснованность характеров, которые сперва создают нужное ощущение глубины доверия, ведь главная героиня и её подруга — это блестящие опытные психологи.
Но также в фильме есть и такие эпизоды, которые уже с самых первых кадров обращают внимание зрителя на то, что есть некий скрытый подтекст во всём происходящем, что иллюзии главной героини в её личной жизни так или иначе неизбежно подталкивают к некоей трагической развязке.
Закономерно возникает вопрос: ну вот как такое возможно? Ведь она же блестящий психолог! И мы именно этот вопрос слышим из уст разных героев несколько раз.
И довольно неожиданная развязка в финале отлично создаёт ощущение рухнувших иллюзий главной героини, и тем самым заставляет по-новому взглянуть на весь фильм с самого начала.
Да, теперь мы осознаём, ведь были звоночки того, что всё совсем не так просто с самого начала: мастер подстраиваться под окружающих оказывается настолько прекрасным манипулятором, что его распознать практически невозможно до тех пор, пока что-то пойдёт не так, не по его плану.
И вот в этом моменте я хотела бы порассуждать на тему, почему фильм называется не как иначе, а именно "Чистая психология". Можно было бы назвать фильм "Детские травмы" — и это отражало бы основные сюжетные линии фильма. Но ведь явно речь идёт не только о причинах травм: очевидно, что они из детства. И речь не только лишь о травмах как таковых — по сути, каждый человек так или иначе чем-то травмирован: кто-то отсутствием родителей или должного воспитания и внимания, а кто-то — наоборот, гипер-контролем и воспитанием сверх меры. Всё это находит отражение в фильме: и мы видим, как именно травмы из детства и предопределяют поведение главных героев фильма.
Но название фильма нас ведёт несколько в другое русло. Речь о психологии и её роли в жизни человека, о том, как она работает, как она помогает справляться со своими травмами и насколько она применима в личной жизни.
И вот тут получается, что существует проблема. Помните поговорку "Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу"? Оказывается, что и психологи, даже самые умелые мастера своего дела, — это тоже обычные люди, когда дело касается их личной жизни. А манипулятор, если он ставит себе целью сыграть нужную ему роль, вполне может этого добиться, умея ловко приспособиться и подстроиться, когда это ему особенно нужно.
И если пытаться в фильме проследить линию, какова роль "чистой" психологии в жизни человека, то получается, что, с одной стороны, главная героиня, наивно поддавшись чарам гениального манипулятора, сама чуть не погибла. Но при этом она реально помогла изменить свою жизнь очень многим людям: практически все главные герои данного фильма смогли осознать то, что было скрыто от фильтров их восприятия. Исключение — тот самый злокачественный манипулятор (Виктор), который превратил всю свою жизнь в одно-единственное стремление к отмщению, направив в это одно-единственное русло всю свою мощную творческую энергию и недюжий ум.
Так почему же Елена его не рассмотрела, и даже более того — когда она уже держала улику в своих руках и понимала, что тот самый искомый человек совсем рядом и ей угрожает реальная, опасность, то её первым порывом было не самой спасаться, а звонить подруге, чтобы предупредить её о некоей возможной опасности?
Комплекс спасателя — это то чувство, которое приводит многих психологов в данную профессию. И нужно сказать, что оно-то и помогает стать хорошими психологами, научиться реально помогать людям, но и именно по этой причине им доводится зачастую быть слишком уж "чистыми" психологами. Ведь любые наши концепции о жизни ограничивают наше восприятие разнообразия жизни. В том числе и концепции психологов — даже самые верные и самые точные. Ну а жизнь гораздо более разнообразна! И, как ни странно, через кризисы проходят абсолютно все — и обычные люди, и также психологи...
А бессознательные механизмы психики таковы, что даже не только лишь психолог, но и любой достаточно внимательный человек может заметить то, что, будучи внутри своей личной ситуации, в упор не замечает и самый грамотный психолог. Вот почему так важен контакт! Вот почему так важно общение! И вот почему мы в этой точке снова возвращаемся к истокам: ведь именно чистая психология и открывает нам это понимание, за что ей и огромное спасибо!
Недаром дочь Андрея ближе к финалу фильма приходит к своему отцу и рассказывает ему о том, что теперь в её планах самостоятельно заработать денег и выучиться на психолога. И они впервые за столько лет по-настоящему поговорили по душам, о своих реальных чувствах и наконец-то обнялись! И эта была та магия в их жизни, которая совсем недавно казалась уже невозможной!
____
Ещё мои статьи о разных фильмах:
__________
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи!