Старое Королевство - это термин, используемый современными учеными для определения первого длительного периода документированного централизованного управления в истории Древнего Египта. Она включает в себя с 3-й по 8-ю династии (в абсолютной хронологии, около 2665-2140 гг. до н.э.) в рамках традиционного разделения египетской истории, которое было принято современными египтологами.
Еще один вопрос связан со временем, когда должен быть установлен конец Старого Царства. С политической точки зрения, промежуток времени с 3-й по 8-ю династии относится к периоду истории Египта, когда страна проживала в северном городе Мемфисе, и фараоны претендовали на полный контроль над объединенным Египтом. Однако с социальной точки зрения, начиная с последних десятилетий 6-й династии и на протяжении 7-й и 8-й династий Египет уже превратился в более гибкий культурный ландшафт с многочисленными местными центрами индивидуальной инициативы и административной власти, который современные ученые называют Первым промежуточным периодом.
Источники
Хотя в количественном отношении они весьма скудны, источники для изучения Старого Царства демонстрируют высокую степень разнообразия. Документами, наиболее близкими к историческим в современном понимании этого слова, являются летописи, записи природных или политических событий особой важности, произошедших в конкретный год царствования. Наиболее важным документом такого рода является Палермский камень, разбитый кусок диорита 5-й династии, в котором история страны восходит к первому фараону, но который сейчас фрагментарен.
Подобно летописям королевских списков, летописи, связывающие имена бывших королей в основном в диахронном порядке преемственности. Они должны были свидетельствовать о том, что современный государь имеет законное право претендовать на трон. Эти тексты легли в основу компиляции Манэто египетских династий в эпоху эллинизма.
Передавая едва ли не что иное, как имена царей, они, тем не менее, документируют внутреннее египетское чувство исторического прошлого. Исторически важными, хотя и весьма идеологическими, являются также сцены в погребальных комплексах королей Старого Королевства, таких как Сахара или Унас, представляющие события, происшедшие во время их царствования.
Гораздо более информативными для современных историков являются современные административные документы. Наиболее важными из них являются папирусы из пирамиды храма царя Нефериркаре (5-я династия) в Абусире, собранные при царе Джедкаре Исези, двух поколений после установления погребального культа царя.
Кроме того, существуют королевские указы, формальные решения короля по конкретным вопросам в отличие от законов, которые регулировали общую жизнь. Королевские указы освобождают иждивенцев частных погребальных поместий от государственного корвеша и способствуют повышению или понижению в должности в рамках бюрократической иерархии.
Редкие королевские письма и несколько завещаний дополняют административные документы Старого Королевства. Интеллектуальная история Старого королевства в основном документируется монументальными текстами. Религиозный корпус пирамидных текстов вписан во внутренние камеры королевских гробниц от Унаса 5-й династии и далее. Несмотря на то, что тексты пирамид в основном связаны с погребальным ритуалом короля, по богатству форм и тем они представляют собой целую энциклопедию раннего египетского богословия.
Автобиографии высших должностных лиц администрации вывешены на внешних стенах скальных гробниц. Эти тексты, оформленные в виде отчетов об услугах, оказанных королю при жизни владельца могилы, являются первыми примерами личных забот, идей и чаяний высокопоставленных должностных лиц египетской администрации.
Самым впечатляющим источником информации для египетского общества во времена Древнего царства, несомненно, является архитектурно-художественная документация. В регионе столицы в Мемфисе, королевские погребальные комплексы в каменной архитектуре вокруг гробницы короля, а также частные гробницы высших администраторов документируют фиксацию формальных конвенций каменной архитектуры и похоронные ожидания египетского общества.
Они дают представление о моделях, определяющих политическую эффективность, а также социальную сплоченность, которые являются частью концепции "маат".
Культурные особенности: социальный централизм против индивидуальной свободы Главной культурной особенностью этого исторического периода является напряженность между государственным устройством с высокой степенью централизации, с одной стороны, и движениями в сторону форм локализма и индивидуализма, с другой.
Объединяющая тенденция может наблюдаться в политических и религиозных центрах страны в районе Мемфитов (Гиза, Саккара, Мемфис, Гелиополис, Абусир и др.) и особенно в более ранние периоды Старого Королевства, в период III-5-ых династий.
Тенденция к индивидуальным свободам более ощутима в провинциальных центрах Верхнего Египта. Эта тенденция характеризуется главным образом более поздними фазами Старого царства, достигнувшими прорыва в течение 6-й династии и взрывавшимися во время перехода к первому средневековому периоду. Наиболее заметным признаком централизма древнецарского общества является драматическая эволюция, затронувшая королевскую погребальную архитектуру.
Эпоха Джосера
Похоронный комплекс царя Джосера в Саккаре знаменует собой политический переход от раннего династического периода к старому, в том смысле, что он передает измененную картину отношений между государством и его подданными. Благодаря использованию камня вместо грязевого кирпича и развитию ступенчатой пирамиды в качестве надстройки к шахте, содержащей погребальную камеру короля, похоронный комплекс Джосера указывает на постоянную и исключительную роль королевства в египетском обществе. В настоящее время царь Египта играет важную роль в культурной жизни страны в целом.
Его погребальный комплекс является скорее символическим зеркалом государственной идеологии, нежели чисто религиозной площадкой для погребального культа личности, каким бы престижным он ни был. Рядом с царской пирамидой похоронный комплекс Джосера представляет собой серию культовых зданий, связанных различными способами с религиозной историей и самобытностью страны.
Эволюция, инициированная Джосером и продолжавшаяся с еще большей последовательностью при его преемниках 3-й и 4-й династий, показывает фиксацию королевской идеологии, типичной для зрелого и хорошо структурированного общества. Окончательная форма погребального комплекса, выраженная во время 4-й династии в Гизе и 5-й династии в Абусире и Саккаре, со Старым Королевством, сочетает в себе стену ограждения, главную пирамиду, вспомогательные пирамиды, морговый храм, дамбу и храм долины, окруженная полями частных гробниц административных должностных лиц, становится на самом деле основным сооружением для развития египетских городов, состоящим из кирпичных частных домов для сотрудников, отвечающих за строительство зданий и содержание культа.
В области частной погребальной архитектуры явным признаком централизации в древнецарском обществе является концентрация гробниц административных чиновников в некрополе Мемфитов, особенно в Гизе (4 династия) и Саккаре (5 династия).