Найти в Дзене
Угрюмый Алебардист

О езде на стременах разной длины. Размышления - 5.

Данная статья перекликается с другой, в которой речь шла о реконструкции рыцарской посадки: https://zen.yandex.ru/media/id/5d897a145eb26800b11dbe16/rekonstrukciia-rycarskoi-posadki-kushirovanie3-b-5ddbf9b50d682f6da91c7dbf

и некоторым образом продолжает ее. Прежде всего она интересна тем, что в приведенном отрывке содержится мнение специалиста эпохи Ренессанса в области верховой езды К. Корте. Но не только по этому. Я вынес ее отдельным материалом потому как в своем сочинении К. Корте критикует как раз такой способ езды, который я реконструировал!!!!

Итак давайте ознакомимся с мнением мэтра:

Те, кто ездят верхом с одним стременем длиннее другого, мне кажется, противоречат природе, которая ради нашей красоты и совершенства сотворила нас с двумя одинаковыми ногами.
Ведь если у вас одно стремя на ноге короче другого, разве вы можете смотреться на лошади столь же красиво и правильно, как если оба стремени будут совершенно равными?
Разве можете действовать шпорами так правильно и симметрично, как требуется?
Разве при одновременном ударе обеими шпорами по бокам коня не будете ударять его выше или ниже с одной стороны, чем с другой, если левое стремя короче или длиннее правого?
В общем, сами подумайте, насколько это неудобно и какие эффекты производит. Подумайте также, что если вы будете так ездить верхом, меньше сможете на поворотах нести своё тело надлежащим образом и помогать им лошади так, как нужно. Ибо у вас не будет той верности положения тела в седле, которая, основываясь на правильно подогнанных и одинаково длинных стременах на манер точного противовеса, даёт вам сидеть в седле прямо, красиво и прочно, не наклоняясь при каждом резком движении лошади, с ударами ногами или без них, более на одну сторону, чем на другую.
Не поверю я и тому, что для преломления копий и столкновений лучше иметь правое стремя на два пальца короче левого.
Я скажу, что не знаю, на чём вы это основываете, и скажу, что как при надевании на копья колец, так и при преломлении копий на любой лад, всегда следует сидеть на лошади прямо и не пользоваться более одним плечом, чем другим, ибо именно так показывается лучшее мастерство и способность;
к тому же копьё продвигается больше, чем на два и даже, может быть, четыре пальца, что немаловажно при столкновениях и на настоящих турнирах.
И хотя кажется, что такая опора больше на одно стремя, чем на другое, и выдвижение вперёд больше этого плеча, чем того, лучше собирает храбрость и придаёт больше силы участнику турнира, это для нападения на противника, так же как и для отражения его удара, не является верным. Напротив, кто не делает вышеназванных ошибок, не столь легко теряет стремена и, кроме того, не использует здесь те силы, которые должны соединяться для другого.
Правильно сидя на лошади, не столь легко получится завалиться налево и вбок.
Так, при прямой посадке и с равными стременами, можно хорошо собрать мощь спины, сжимаясь и почти собираясь в комок плечами, шеей и спиной под доспехами.
И я совершенно не могу сказать, как это опора больше на одно стремя, чем на другое, и для этого опускание одного больше другого, и наклон всадника в сторону более длинного стремени могут сделать его более крепким и сильным на лошади, в то время как пеший человек лучше стоит на двух ногах, добротно и одинаково упирающихся в землю, а не на одной.
Так что я думаю также, что и всадник на лошади, который прочно опирается ногами на одинаковые стремена, будет равным образом более способен выдерживать нападение противника (с любой стороны) и легче его отбивать. Итак, я склонен считать, что все эти вещи в верховой езде должны совершаться с правильно и одинаково подогнанными стременами на ногах и при всегда прямой посадке всадника на лошади.

Итак, что мы можем сказать исходя из этого отрывка?

1) У рыцарей существовала практика езды на стременах разной длины. Иначе уважаемому мэтру было бы не о чем писать.

2) Эта практика была широко распространена, ибо если бы так ездило мизерное количество рыцарей, то навряд ли мэтр уделил бы этому вопросу внимание.

3) Критикуя такую езду мэтр обращает внимание прежде всего на красоту и гармоничность посадки, что не удивительно, поскольку он по всей видимости наездник, но не боец.

4) Говоря о боевой эффективности он не находит внятных аргументов "против", вместо этого следуют бессмысленные досужие рассуждения относительно устойчивости в седле. Он настолько погружается в демагогию и подмену понятий, что сравнивает всадника со стоящим на земле человеком. С одной стороны маэстро прав, человек в свободной позе как правило старается стоять симметрично. Однако как только ему нужно предпринять действия, связанные с приложением усилий, или же противодействовать таким усилиям, как он разворачивается боком и утрачивает такое дарование природы как симметрию.

Автора сего экспертного мнения отчего-то совершенно не смущает, что отнюдь не равномерно опираясь на две ноги стоят фехтовальщики, борцы, боксеры, метатели копий.

А причина на поверхности, приложение усилий требует переноса центра тяжести! Так и всадник немного свесившись влево (в чем ему помогает более длинное левое путлище) становится более крепким и сильным на лошади, в ситуации когда таранный удар приходится в левый бок. Смещение веса вперед и влево несколько компенсируют действие копья опрокидывающего всадника назад и вправо.

Мэтр отмалчивается, почему "это для нападения на противника, так же как и для отражения его удара, не является верным. Напротив, кто не делает вышеназванных ошибок, не столь легко теряет стремена и, кроме того, не использует здесь те силы, которые должны соединяться для другого". Никакого вразумительного объяснения этому феномену он не дает.

В некоторой неясной манере приводит доводы о том, что посадка на разных стременах никуда не годится для езды

"Подумайте также, что если вы будете так ездить верхом, меньше сможете на поворотах нести своё тело надлежащим образом и помогать им лошади так, как нужно".

возможно это действительно так, но обычная езда верхом это не тоже самое что езда верхом в бою. И, мне думается, очень глупо ссылаясь на неудобство обычной езды критиковать такое сугубо боевое ухищрение, как посадку на разных стременах!!! Поскольку практика ее применения связана именно с ведением боя верхом, а не прогулок в сторону ближайшего леска с целью устройства пикника.

Не совсем логичны и доводы о том, что всадник на лошади, который прочно опирается ногами на одинаковые стремена, будет равным образом более способен выдерживать нападение противника (с любой стороны) и легче его отбивать,

поскольку всаднику прежде всего нужно было отбить самое мощное нападение, наиболее действенным и смертоносным оружием - лэнсом, которое совершалось с заранее известной левой стороны.

Посадка рыцаря со смещением влево и разворотом левого плеча вперед давали неоспоримые преимущества в бою, которые перевешивали в утрату эстетики верховой езды и " показывания лучшего мастерства и способности", не имевших никакого значения как в гуще боя, так и на турнире, когда на кону стояли жизнь и здоровье бойца.

Таким образом, размышления К. Корте не более чем сетования эстета, весьма мало понимающего в верховом бою и не способного привести весомые аргументы. Поэтому данными суждениями можно пренебречь.

Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками.

Делайте репосты! Deus Vult!

Ставьте лайки, ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок!

Яндекс кошелек 4100110526699385