Что необычного можно встретить в кабине дальнобойщика, как правильно выбрать место стоянки и остановки, что нужно пить и есть, чтобы не уснуть, и как лучше взаимодействовать с инспектором ДПС? После бесед с несколькими друзьями, работающими на рынке перевозок, я выбрал все самое интересное о том, какими хитростями пользуются водители большегрузов. Кстати, многое может пригодиться и рядовым автолюбителям. Некоторые советы покажутся очевидными тем, кто часто ездит на дальняк. Скорее это будет памятка для тех, кто отправляется в дальнюю дорогу лишь изредка. Впрочем, и опытные водители наверняка узнают для себя что-то любопытное из быта дальнобойщиков.
Водитель фуры проводит в машине существенную часть жизни. И хотя в сознании большинства автолюбителей дальнобойщик — это наглый дядька с загорелой левой рукой, катающийся по трассам с проститутками, пожирающий тонны «Доширака» и зарабатывающий сотни тысяч рублей в месяц, в жизни все совсем не так. Это обычный человек, имеющий довольно тяжелую работу и желающий жить не хуже других. А так как его жизнь проходит в рейсах, то он и там хочет чувствовать себя по-человечески.
Мы постараемся избежать разговоров об очевидных вещах. Понятно, что нормальные водители возят с собой хороший инструмент и самые необходимые запчасти (нет, не турбины и ТНВД, а, например, предохранители, лампочки и кучу другой мелочи).
Начнем с простых вещей: что едят водители такого, чего другие иногда есть не хотят. Очевидно, что жареную курицу из дома съедают в первую очередь, а сухарики и орешки оставляют напоследок. Но в остальном рацион дальнобойщика бывает довольно причудливым.
Про морковку, лимон и коктейль для «сноса башни»
Трескать неделю бутерброды — не слишком полезно и довольно быстро надоедает. Слава богу, сейчас на трассах (особенно федеральных) есть много мест, где можно нормально поесть. У многих есть свои любимые места, но для новичков будет полезным знать одну вещь: останавливаться на перекус лучше там, где уже стоит много машин. Опытные водители знают, где кормят лучше, поэтому возле приличных заведений практически всегда стоят грузовики. Впрочем, этот лайфхак известен многим. Есть вещи и поинтереснее.
У американцев есть понятие — «машина из-под мексиканца». Это такой трак, на водительском сиденье которого валяется горка крошек от фастфуда, а более-менее чистой частью обивки остается только та, к которой плотно прижата пятая точка водителя (как правило — действительно мексиканца). Зрелище, мягко говоря, не самое приятное, и любой нормальный дальнобойщик свою машину постарается так не загаживать. Поэтому если и ест за рулем, то что-нибудь такое, от чего не будет килограмма крошек. Один товарищ, например, поделился своим предпочтением грызть морковку. Ну, на мой вкус, не больно-то это аппетитно, но ему нравится. Особенно — сам процесс, сопровождающийся громким хрустом. Знаете почему? Потому что когда что-то грызешь, не уснешь за рулем.
На тему «Как не уснуть за рулем» не писали только ленивые. Хотя, наверное, ленивые тоже писали (только меньше и хуже). Профессионалы на это отвечают так: когда хочется спать — нужно спать, а не есть или делать зарядку. Тем паче что есть нормы, расписывающие возможность работы без отдыха. Если при проверке тахографа выяснится, что нормы нарушены, есть хороший шанс обеднеть на сумму от 1000 рублей (для водителя) до 10 000 для юридического лица.
Количество водителей в экипаже
Один водитель Два водителя
Норма Допускается Норма
Макс. время непрерывного управления 4,5 часа 4,5 часа
Мин. время перерыва 45 минут Разделение на интервалы не короче 15 минут 45 минут
Макс. время управления в сутки 9 часов 10 часов, только два дня в неделю >9 часов
Макс. время управления в неделю 56 часов 90 часов в течении любых двух недель 56 часов
Мин. время ежедневного отдыха 11 часов По 9 часов три дня в неделю, по 12 часов в два интервала, один из которых не короче 9 часов В течении 30 часов работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
Мин. время еженедельного отдыха 45 часов Не менее 24 часов 45 часов
Но что делать, если ехать и можно, и надо, а спать нельзя? Что-то грызть (сухарики, орешки, морковь) — это действительно хороший выход, поэтому в кабине грузовика они периодически встречаются.
Эстеты предпочитают лимон. В нем есть витамин С, который помогает бороться со сном. А еще один знакомый поделился рецептом собственного «коктейля», который помогает не уснуть. В кружку выжимает пол-лимона, кладет пару ложек растворимого кофе и заливает все кока-колой. Сам я это не пробовал, но он говорит, что смесь получается ядерной, она «сносит башню» и позволяет проехать еще два-три часа до отдыха. Видимо, у человека очень здоровое сердце, даже завидую.
Кстати, витамин С и кофеин — это основные компоненты энергетиков, которые есть в продаже. Помогают они не всем, но кто-то их всегда берет с собой. «Почему с собой?» — спросят некоторые. Ведь это пойло есть на каждой заправке? Да, на АЗС с мини-маркетами можно купить все, но если съехать с федеральной трассы, то таких заправок можно не встретить сотни километров. Да и на федеральных они бывают не всегда. Ну а вдобавок — в обычном магазине пол-литровую банку можно купить за 80–90 рублей, а на АЗС тот же энергетик — за 190. Выгода очевидна. Но главное тут другое: если хочется спать, нужно спать, а не пить всякую дрянь.
Что лежит про запас?
Многие возят с собой два телефона с двумя симками. Один — свой основной, другой — какой-нибудь дешевый кнопочный, который способен держать заряд неделю. Пропадать с грузом без связи — это не дело. А еще даже в XXI веке бывают ситуации, когда нужно уметь в незнакомой местности справиться совсем без гаджетов.
Вот случай из жизни. Был у меня один знакомый, который решил подкалымить на ГАЗели, проехав с чьей-то мебелью и бытовой техникой от Питера до Уфы. Не помню, сколько он за это попросил. Но вот его рассказ, полный в равной мере безысходности и чудес, которые начались по достижении Волги, помню. После Казани он решил с М-7 уехать на М-5. В принципе, это было несложно сделать, например, около Набережных Челнов, свернув на юг и проехав Альметьевск и Бугульму. Но что-то пошло не так. Навигатор его завел на какой-то грейдер, где старая «газелька» стала немного разваливаться. Не сильно, но моторчик печки и прикуриватель работать перестали. Разбираться с электрикой было лень (дело было поздней весной, без печки доехать было можно), но подвел навигатор, который был подключен в прикуриватель. Потом сел телефон. Решение простое — ехать по указателям. Я так и не понял точно, как он ехал (он сам, видимо, тоже не понял), но соображать он стал только где-то около Марьевки, когда осознал, что километров через пятьдесят уткнется в Оренбург. Как там можно было заблудиться — я не понимаю до сих пор (а по этому маршруту я езжу последних лет пять пару раз в год минимум).
В общем, настрадался человек. Но с тех пор у него всегда есть с собой бумажные карты. И он в этом не одинок: карты и атласы с собой возят многие.
Еще одна не совсем очевидная вещь, которую стоит иметь на всякий пожарный — схема расположения предохранителей и реле. Не все могут быстро разобраться в предохранителях своего легкового автомобиля, а электрика 24-вольтового грузовика может быть еще сложнее (впрочем, тут все зависит от грузовика. ГАЗ-53 и Mercedes-Benz Actros — штуки совсем разные). Бывает, что такая схема сильно выручает.
В остальном дальнобойщики — такие же автомобилисты, как и все остальные. В машине обязательно возят огнетушитель, аптечку и инструменты. Но делают это со своим колоритом.
Один огнетушитель — это мало. Им и легковой-то автомобиль не всегда спасешь, а уж про грузовик, да еще и с грузом, и говорить нечего. Поэтому огнетушителей может быть и два, и три. И не дешевые за 100 рублей, а полноценные. К ним профессиональные водители часто относятся не так формально, как рядовые «наездники» — мол, на техосмотр свожу (хотя и техосмотр уже давно стал формальностью с покупкой диагностической карты), а потом гори оно синим пламенем. Можно и красным, и желтым, и даже зеленым (если будет гореть медь) — плевать. Но дальнобойщики так не думают (мы ведь помним про материальную ответственность за груз, не так ли)? Поэтому огнетушитель должен быть непросроченным, лучше — с манометром.
Аптечки тоже лучше возить две. Тут логика, как и в случае с огнетушителем: помощь может потребоваться не только самому водителю, но пострадавшему в ДТП постороннему человеку. Лишний бинт карман не оттянет. Современные дешевые аптечки пусты, как карман церковного сторожа. А вот дорогие до сих пор комплектуют неплохо.
Для поддержания собственного здоровья и борьбы с непредвиденными проблемами врачи рекомендуют иметь с собой в дальней дороге:
поливитамины (в напряженной поездке тратится много витаминов, из-за чего приезжаешь разбитым, если не поддерживаешь организм),
антибиотики широкого спектра (например, Амоксиклав или Панклав) на случай бактериальной инфекции или ангины,
антибактериальный препарат против кишечной инфекции (например, Энтерофурил),
антимикробные таблетки для рассасывания на случай фарингита (например, Фарингосепт),
антиаллергические препараты (внимание: могут вызывать сонливость!),
активированный уголь,
парацетамол,
аспирин,
обезболивающее на случай сильной боли (например, Кеторол),
пищеварительный фермент Панкреатин (на случай переедания жирной пищей),
усилитель моторики ЖКТ на случай тяжести в желудке (например, Мотилак),
замедлитель моторики ЖКТ на случай неинфекционной диареи (например, Лоперамид),
обволакивающее желудок на случай изжоги (например, Ренни),
спазмолитик на случай колик (например, Но-шпа),
отхаркивающее на случай кашля с затруднением отхождения мокроты (например, Бромгексин),
аскорбинку с глюкозой (дополнительный источник антиоксидантов, особенно на случай простуды).
Современные наборы инструментов водители хвалят. Если они не сделаны в Китае из «сыромятины», то служат долго и безотказно. Тут, кстати, есть одна интересная деталь. Если раньше (лет 80 назад) нормальным полевым ремонтом считалась заливка баббитовых вкладышей, то сейчас серьезным ремонтом в дороге не занимаются. Поэтому если в «полуторках» и ЗиСах возили оправки для отливки вкладышей, запас проволоки (чтобы контрить болты шатунов) и какой-то любимый набор хитрых инструментов, то сейчас такой необходимости нет. Любая серьезная поломка почти всегда становится причиной посетить сервис. На дороге выполнить полноценный ремонт практически невозможно. Возить с собой набор самодельных «приблуд» стало ненужным — только хороший набор стандартных инструментов. Вот вы, например, возите в багажнике вулканизатор, куски «сырой» резины и монтировки? Вот и дальнобойщики ничего лишнего не возят.
Про запас еды, воды, сменной одежды говорить не буду — и так все ясно. Правда, и тут водители-профессионалы немного выделились: белье и одежду они предпочитают цветные, которые намного легче и быстрее стирать. Впрочем, это не правило, которому следуют все, а предпочтения некоторых знакомых водил.
Хорошо стоим!
Если ехать неделю, то очень захочется переночевать в нормальной кровати с простынями и одеялом. Любимые места есть у всех. Если не знаете, где можно остановиться в конкретном районе, можно спросить по рации («сибишке»). Но тратиться на ночлег не всегда хочется. При более коротких маршрутах — если за поездку надо переночевать всего один раз, чаще предпочитают спать в кабине. На многих трассах есть парковки, местами даже охраняемые. Правда, охрана обычно часто номинальная: отдал охраннику 100–300 рублей, и тот пошел спать дальше. А вот водителю придется спать с одним открытым глазом: могут порезать тент, слить солярку… Доказывать потом что-то администрации стоянки будет бесполезно. И уж точно не надо останавливаться посреди дороги, особенно в каких-нибудь дебрях. Разбоя стало намного меньше, но он все-таки есть. И если, скажем, на трассе М-7 полно стоянок и мотелей, то где-нибудь за Уралом с ними иногда возникают проблемы. Те, кто часто там бывают, знают «свои» места. Те, кто едет впервые, стараются заранее распланировать маршрут и подыскать удобные стоянки.
Ну и теперь немного деликатный вопрос: почему не надо справлять малую нужду на обочине. Историю ниже рассказал мой хороший знакомый Юрий. Точнее, разрешил ее забрать из своего дневника: последние лет 10–12 его компания работает только по Москве и области, а эта история произошла аж в 2005 году. Но актуальна она и сегодня. Точнее, поучительна.
Итак, весна, оттепель. Рейс из Новокуйбышевска (Самарская область) в порт Санкт-Петербурга. Внутри контейнера — 26,5 тонны ПТБФ (пара-третичный бутилфенол, сырье для производства лаков и красок). Груз на экспорт из России, таможенный режим перевозки (для любопытствующих поясним: таможенный режим предполагает перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, которую осуществляет перевозчик, уполномоченный в соответствии с Таможенным кодексом РФ осуществлять такие перевозки. Таможенный перевозчик несет ответственность перед таможенными органами, включая оплату таможенных платежей, до фактической передачи товаров владельцу склада либо получателю). В один прекрасный момент водителю приспичило по-маленькому. Он остановил трак (это был International 9800) на обочине, встал перед кабиной и приступил к своему делу. И тут у него на глазах грузовик пополз в кювет. Правые колеса продавили оттаявшую обочину, и полуприцеп, а за ним и тягач, завалились вниз на бок.
Дальше — классика жанра. Разгрузка, вызов крана, перекрытие гаишниками двух полос федерального шоссе. Потом пришлось краном вытаскивать тягач, полуприцеп, контейнер. Все это — раздельно. Затем — загрузка. А потом на таможне в Питере нужно было объяснять ситуацию и переоформлять документы — пломба контейнера вписана в CMR (товарно-транспортную накладную международной формы). Тысячи рублей летят одна за другой… Возникает вопрос: а не проще ли было заехать в кафе или на заправку? Проще и намного дешевле. Поэтому дальнобойщики и останавливаются для этих дел на обустроенных площадках, а не на обочинах. Ну, и еще они опасаются, что сзади в стоящую фуру кто-то может влететь, что тоже бывало.
Проездной билет с картинкой Архангельска
В прежние годы любая встреча с гаишниками крайне редко обходилась без финансовых потерь (упомянутое выше перекрытие федеральной трассы также оказалось не бесплатной услугой). Многие опрошенные нами дальнобойщики говорят, что сейчас общаться с представителями ГИБДД стало проще.
Те, кто раньше ездил между Москвой и Питером, прекрасно знали «тариф» весов и поста ДПС — 500 рублей. Дальше со МКАДа в Москву — еще 1000. Платили обычно спокойно и везде — иначе жить невозможно. Постепенно масштабы бедствия ширились, где-то кормушки стали прикрывать или пытаться контролировать. Например, в один прекрасный момент «накрыли» пункт весового контроля в Чудово Новгородской области — о поборах на нем ходили легенды.
Сейчас случаев перегруза стало намного меньше: штрафы просто чудовищные — до 500 000 рублей, — так что стараются не рисковать. Кроме того, если раньше 500-рублевая купюра могла считаться хорошим «проездным», то сейчас на нее никто не посмотрит — слишком несерьезная сумма. И вместе с тем ни один из моих знакомых не советует «договариваться» с работниками ДПС с помощью взяток: часто они сами на это провоцируют, чтобы впаять еще больше. Все чаще к штрафам за нарушения относятся философски: попался — плати. А общение с инспектором лучше сводить к минимуму.
Правда, так не везде. Говорят, на нашем Юге до сих пор любят и дать на лапу, и — еще больше — на нее взять. Не могу этого ни подтвердить, ни опровергнуть — никто из моих знакомых там не работает. Но мысль такую допускаю, ибо живу в России.
Чтобы как можно меньше времени тратить на беседы с инспекторами ГИБДД, все водители советуют слушать рацию. Там еще предупреждают о засадах, да и о прочих трудностях на дорогах тоже сообщают охотно. Только не засоряйте общий 15-й канал (частота 27,135 МГц) своей пустой болтовней — этого не любят. Хотите с кем-то поговорить — уходите на свою частоту и не мешайте людям работать.
А вот кто до сих пор ценит на дороге наличные деньги — так это «плечевые». Они же — «плечовки». Да-да, я о них самых, о придорожных проститутках. «Плечевыми» их стали называть очень давно, во времена попыток наладить перевозку «плечами» (если упрощенно — система, при которой тягачи передавали друг другу полуприцеп как эстафетную палочку между городами. Эту практику пытались ввести в СССР для сокращения количества порожних пробегов, но не сложилось). Сейчас плечом иногда называют расстояние между соседними АЗС, но это плечо с «плечевыми» никак не связано — второе понятие появилось намного раньше.
Никто из моих знакомых с ними не связывался. Кто-то боится «подстав» (клофелин и все такое), кто-то не хочет сидеть потом на антибиотиках и объяснять ситуацию жене. Ну а кто-то просто нормальный человек, который и себя уважает, и семью любит.
И картонка!
Ну и, наконец, лидер среди вещей, которые нужны дальнобойщику в быту. Это — обычная картонка. Вещь прямо-таки универсальная! Во-первых, на ней удобно валяться под машиной в случае ремонта. Во-вторых, на ней в той же ситуации удобно раскладывать снятые детали. Более опытные водители говорят, что возить лучше все-таки не картонку, а что-то более серьезное, с утеплителем и не промокающее: зимой на снегу на картоне долго не поваляешься.
А здоровье нужно беречь — его могут потрепать и грузовладельцы, и ДПС, и машина, и дороги, и пробки, и дачники на своих малолитражках.
Ну, и «плечевые» тоже. Хотя последнего можно избежать всегда. Или нет?
Другие статьи из раздела «Дальнобойщики»
Читать полностью: https://www.drom.ru/info/misc/72203.html
Drom.ru — всероссийский автомобильный портал