Заметка четвёртая. Размышления о современных методах воспитания, точнее - их отсутствия.
Иду домой с работы. Рабочий день выдался насыщенным, погода премерзкая, на нервяках поссорилась с дорогим мне человеком... Из-за всего вышеперечисленного чувствую себя препротивно. Размазня какая-то.
Сажусь в троллейбус на конечной маршрута, по пути две остановки около детских садов, поэтому ежевечернее "удовольствие" от проезда в замкнутом пространстве с выездным филиалом разновозрастной группы дошкольного учреждения обеспечено: шум, гам - детское возбуждение не знает пределов в своём проявлении. Разве что на головах не стоят. А мамочки современные, в большинстве своём, кажется, на транквилизаторах. Ибо ничем другим отсутствие какой-либо реакции на поведение своих отпрысков я объяснить не могу.
Обычно, хоть и уставшая, спокойно на это реагирую. Но сегодня мой терпиметр зашкалило. Сижу у окошка, никого не трогаю. На какой-то остановке на сиденье позади моего садится ребёнок, мама рядом. И вот, это ангельское создание, призванное в этот мир вызывать умиление и вытаскивать наружу материнский инстинкт даже из самых непробиваемых самок, начинает планомерно так постукивать своими маленькими ножками по спинке моего сидения. Минуты три, наверное, я просто ждала, что ему это надоест. На четвертой минуте мне стало интересно насколько его ещё хватит. На седьмой меня стало накрывать раздражение с присоединяющейся головной болью. Стоит ли говорить, что мамА при этом были абсолютно спокойны и уверенны, вероятно, что её чадо не причиняет никому дискомфорта (ну, не могла же она, в самом деле, так внаглую жертвовать удобством других ради своей неприкосновенности во время поездки!) Мысленно желая себе и другим такого психического здоровья, как у этой молодой женщины, сдерживая порывы начать сыпать проклятьями на её голову, повернулась и попросила её сделать замечание ребёнку. На что была смерена таким уничижительным взглядом, что почувствовала себя крысой тыловой пред светлым ликом доблестного генерала, который о дыме боя знает не понаслышке. Тяжело вздохнув, удивившись моей наглости, королева-мать снова уткнулась в свой телефон. Детёныш оказался весьма упорным, моё состояние не способствовало развитию конфликта, я встала. Место, почему-то, оставалось пустым до самого выхода святого семейства из троллейбуса.
В тот момент я подумала: почему же, когда женщина беременеет, её ставят на учёт в женскую консультацию, учат вынашивать ребёнка, рожать. А дальше всё - барахтайся как можешь. Воспитывать не учит никто! Есть только статья Семейного кодекса, которая декларирует права и обязанности по воспитанию. Но в ней не прописано какое оно должно быть это воспитание. То есть понятие воспитания, по праву, гарантированному этой статьёй, у каждого своё? Типа - я художник, я так вижу. Хотя, даже если бы и было прописано - много кто из нас знал бы её содержание?
Кто-то же должен учить, что если ребёнка беспричинно одёргивать за каждый пустяк, то вырастет неврастеник, который, с большой вероятностью, не найдёт своего места в жизни. Ну где-то же должны говорить о том, что если ребёнок растёт во вседозволенности, то ему будет тяжело налаживать коммуникацию в социуме, который не будет принимать все его финты ушами с умилением и трепетом, как делали это в семье?
Что это могла бы быть за организация, в которой учили бы растить человека?.. Или, может, начинать рассказывать об этом в школе? Ведь репродукцию проходят на уроке биологии, почему не ввести основы педагогики (раз школа сейчас не имеет никакого отношения к воспитанию, а просто оказывает "образовательные услуги")?
И, ведь, сейчас добыть информацию гораздо проще, чем раньше - достаточно просто, не выходя из дома и, даже, не поднимая своей пятой точки с насиженного дивана, ввести запрос во всемогущую всемирную и, вуаля! - любой труд любого педагога, психолога по воспитанию детей перед тобой. Бери, пользуйся! Вот действовать в соответствиями рекомендациями великих умов, тут да - придётся шевелиться.
Так почему же никто не учит/ не хочет учиться воспитывать детей? Или мы больше не заинтересованы в построении здорового во всех смыслах общества?