На днях Тим Миллер рассказал, почему покинул второго «Дэдпула». Так сложилось, что Миллер уже второй раз сталкивается с тем, что ему, как режиссёру, не дают полной творческой свободы. Сначала он оставил вторую часть фильма о «болтливом наёмнике» после того, как, по его словам, исполнитель главной роли Райан Рейнольдс решил взять полный контроль над картиной, а затем и Джеймс Кэмерон (в качестве продюсера) подлил масла в огонь, доставив ему массу творческих проблем на съёмочной площадке недавно вышедшего на большие экраны «Терминатора».
На самом деле, такая ситуация довольно часто встречается за кулисами крупных голливудских проектов. И не только у режиссёров. Всё чаще нам попадаются новости о замене тех или иных актёров/композиторов и даже целых компаний. Попытаемся разобраться, почему так происходит, как это влияет на финальный результат и может ли существовать какое-то решение, способное устроить всех.
Кто есть кто
Когда дело доходит до производства масштабного голливудского фильма, то здесь самую главную роль играет связка продюсер-режиссёр. Задача режиссёра состоит в непосредственном руководстве съёмочным процессом: он отвечает за съёмочную группу, направляет актёров, следит за операторской работой, которая должна отвечать его видению, работает с композитором и с монтажёром на стадии пост-продакшена. У продюсера в свою очередь куда больше обязанностей. Начнём с того, что продюсер не один, их много, и каждый отвечает за определённую область кинопроизводства: организация съёмочного процесса, поиск источника сюжета, бюджет и финансы, кастинг, найм работников, работа со сценарием и т. д. Вместе они (продюсер и режиссёр) до начала работ обсуждают направление фильма, чтобы оно соответствовало интересам студии, а также могут проводить совместный кастинг. Обычно, их связь осуществляется через первого помощника режиссёра на любой стадии производства.
Причина
Несмотря на то, что в случае, когда между режиссёром и продюсером возникают творческие разногласия, и последний вправе заменить кинематографиста на более подходящего, они работают вместе, как равные, а не как начальник-рабочий. Задача продюсера — поддержать видение режиссёра, которого он нанял. Однако, далеко не всегда возникающие между ними споры заканчиваются достигнутым согласием. В некоторых случаях продюсер увольняет режиссёра и ищет нового. Но почему так происходит? На это может быть несколько причин:
- Классическое расхождение во взглядах на то, каким должен быть фильм. Продюсеру может нравиться то, как режиссёр снимает, выстраивает структуру фильма, раскрывает тему и персонажей, однако это не всегда является залогом успеха в работе над каким-то конкретным проектом, требующим достижения определённых результатов;
- Студия напрямую может уволить режиссёра, если тот не оправдал ожиданий. Такое часто прослеживается тогда, когда планируется снять определённую серию фильмов, и какая-то из частей с треском проваливается, собрав сумму, едва покрывающую затраты на производство, или если фильм собирает нужную сумму, но подвергается серьёзной критике от целевой аудитории;
- Борьба за контроль над съёмочным процессом или за его срыв. Это одна из самых неприятных ситуаций, нередко происходящих в Голливуде. Из недавних примеров, помимо того, что произошло с Миллером, можно выделить «Джокера», съёмки которого, если верить недавним заголовкам, пытался сорвать Джаред Лето;
- Иные обстоятельства.
Следствие
Замена в большом механизме такого важного элемента, как руководитель съёмочного процесса, не проходит бесследно, однако, это вполне стандартная ситуация, если только она не преследует какие-то корыстные цели. В зависимости от того, сколько процентов фильма успел снять первый режиссёр, принимается решение касательно отснятого материала: закончить, либо переснять его определённую часть. Это не всегда приводит к положительным результатам. Так, например, 2 года назад произошло с печально известной «Лигой Справедливости» Зака Снайдера, которого после личной трагедии (по официальной причине) заменили на Джосса Уидона, переснявшего существенную часть изначального материала. Версия Уидона провалилась в прокате, а фанаты Снайдера до сих пор активно требуют от студии выпустить его версию «Лиги». Кстати говоря, подобная проблема ранее затронула фильм «Супермен 2» (1980), режиссёрская версия которого вышла через 26 лет после театральной.
Сегодня рынок кино по большей части состоит из сиквелов и ремейков популярных франшиз. Обычно такие проекты не требуют от режиссёра масштабных креативных решений, идущих вразрез с утверждённым сценарием, хотя некоторые крупные студии всё же дают кинематографистам частичную или полную творческую свободу, которая может привести как к неожиданному успеху, так и к полному провалу. Но если говорить об оригинальных сюжетах, то здесь у режиссёра есть шанс разгуляться и реализовать свои идеи без всякого риска. Например, кинокомпания Blumhouse Productions, выпускающая малобюджетные хорроры и слэшеры, даёт режиссёрам полную творческую свободу. Последним известным фильмом студии стал «Апгрейд», продюсером которого стал основатель Blumhouse Джейсон Блум. Фильм не только получил похвалу от критиков и зрителей за свою смелость и стиль, но и, в силу внешней схожести ведущих актёров и тематики, стал объектом сравнения с вышедшей в том же 2018 году лентой «Веном» (студия Columbia Pictures), бюджет которого был в 20 раз больше. И зачастую голоса были не в пользу последнего. Это говорит о том, что каким бы важным ни был проект и крупным бюджет, успех финального продукта зависит от грамотного понимания первоначального материала, на котором базируется сценарий, от профессионализма, необходимых знаний и, самое важное, от слаженной работы между всеми участниками кинопроизводства. Именно эти условия могут помочь избежать конфликтных ситуаций, от которых в последнее время страдает немало масштабных картин.