Наименование места происхождения товара (НМПТ) – обозначение, используемое для индивидуализации товара с особыми свойствами, которые связаны с природными условиями или человеческим фактором, характерными для определенной местности.
НМПТ – это всегда обозначение, тесно связанное с конкретной местностью, географическое указание. Данное обозначение может состоять, как исключительно из указания территории, так и включать название товара.
Пример: «Городецкая роспись», «Вологодское масло», «Кисловодский фарфор», «Хохлома».
Правообладатель НМПТ - производитель соответствующего товара. При этом НМПТ может принадлежать сразу нескольким лицам, производящим аналогичный товар на одной территории.
- НМПТ подлежит государственной регистрации в Роспатенте.
- Исключительное право возникает после внесения в государственный реестр наименований места происхождения товара.
- Исключительное право на само НМПТ прекращается в случае исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами.
- Срок действия свидетельства на НМПТ – 10 лет, также с возможностью продления.
- Распоряжение исключительным правом на НМПТ не допускается (в отношении этого средства индивидуализации нельзя заключать лицензионные договоры или договоры отчуждения).
Одна компания может иметь одновременно все или несколько средств индивидуализации, которые нередко тесно переплетаются друг с другом – входят одно в другое.
• Коммерческое обозначение может включать элементы фирменного наименования и товарного знака.
• Товарный знак может содержать, как коммерческое обозначение (его отдельные элементы), так и фирменное наименование (его часть).
• Владелец НМПТ может включить это наименование в состав своего товарного знака.
https://patentus.ru/statyi/tz/sredstva-individualizatsii.html