Чтобы найти правду об общественном устройстве или явлении, можно взглянуть на мир вымысла и фантазии. Хотя эта идея может показаться ироничной или противоречащей здравому смыслу, можно обнаружить, что вымышленная литература может раскрыть порядок работы соответствующего общества. Эпическая фантастическая трилогия Филипа Пуллмана "Темные начала" использует и манипулирует традиционными конструкциями жанра для отражения и переосмысления концепций подростков конца 20-го и начала 21-го веков. Одиннадцатилетняя героиня Лира Белаква, а затем и ее соратник Уилл Перри, раскрывают сложности и трудности, с которыми сталкиваются современные подростки по мере своего взросления, через фантастический опыт, полученный в вымышленной вселенной Пуллмана.
Все эпические фантастические романы разворачиваются на фоне миссии- кольцо должно быть уничтожено в Мордоре или Белая ведьма должна быть побеждена. Лира должна спасти своего лучшего друга на крайнем севере. В каждом случае, призыв начинается с перехода главного героя из "бледного своего общества в неизвестную зону". Главный герой может отказаться от призыва, но эти случаи заканчиваются трагедией и несбыточной мечтой. Конечно, в случае Лиры Белаква, ее поиски начинаются с оплошности, так как она оказывается заперта в шкафу в запрещенной для выхода комнате, а также с загадочного исчезновения ее лучшего друга. Ее страстный темперамент и преданность Роджеру побудили ее принять ее призыв к приключениям, и таким образом начать поиски.
Поскольку в "Темных началах" отражено понимание проблем и изменений подросткового возраста, структура повествования, хотя и дополнена фантастическими и эпическими элементами, отражает развитие обычной молодежи XXI века к психологическому созреванию в взрослой жизни. Одним из наиболее сложных аспектов этого прогресса для современных подростков является понимание себя, своих желаний и цели в жизни. Сложные вопросы, связанные с этими аспектами, не всегда осознанно задаются и на них не всегда даются ответы, но на каждый из них необходимо дать ответ, чтобы достичь состояния зрелости. По мере того, как Лира вступает в подростковый возраст, она ставит под сомнение свою цель и идентичность и восстает против тех, кто пытается принять решение о своей жизни за нее.
Ее подростковое путешествие, помимо фантастических и сверхъестественных элементов, имеет принципиальное отличие от путешествия обычного подростка: предсказывается ее особая цель в жизни. У неё особая цель, которую предсказывают ведьмы. Лира спит, когда Серафина открывает это пророчество, поэтому, пока читатель узнает об этой судьбе вместе с Ли Скорсби, Лира должна раскрыть это пророчество самостоятельно через свои поиски. Пока она не узнает пророчества, ее невежество говорит о затянувшейся наивности в переходе от детства к подростковому возрасту. По мере развития трилогии Лира понимает, что ее судьба требует от нее не только спасения лучшего друга, Роджера, но и того, чтобы она отправилась в страну мертвых и освободила тех, кто оказался в ловушке вечной тьмы. Предсказание Лиры о ее поисках говорит о неизбежности ее юности. Так же, как ее судьба становится необходимой частью завершения трилогии, так и ее переход в подростковый возраст является естественным шагом в ее становлении самодостаточной и зрелой личностью.
История Лиры в "Темных началах" начинается с драматизма детства и раскрывает ее как уникально мятежного женского персонажа, характеризующегося в соответствии с эволюцией от эпических фантастических романов середины ХХ века, в которых доминируют мужчины. Она обладает наивной невинностью, "перебираясь через крыши колледжа", но, будучи авантюрной и игривой, она, безусловно, имеет свои недостатки, особенно при общении со взрослыми. Лира импульсивная и упрямая. Она - "грубая и жадная маленькая дикарка, по большей части," описываемая рассказчиком как "полудикая кошка" из-за своего темперамента и непристойной внешности.
Лира отказывается признать свой статус ребенка высшего класса. О ней хорошо заботятся ученые, но Лира и ее лучший друг Роджер, кухонный мальчик, игнорируют экономические или гендерные барьеры и проводят дни, бегая по колледжу, "бегая по узким улицам, кража яблок с рынка или ведя войну". Их дружба беспокоит взрослых, которые присматривают за ней, особенно отца Хейста, который предлагает Лире общаться с "благородными детьми" или "другими девочками", чтобы не "пропустить все обычные детские удовольствия и развлечения". Игнорируя вежливость, она отвечает на все его вопросы "Нет", четко заявляя об отказе от участия в более социально приемлемых развлечениях. Этот отказ подчиниться гендерным или социально-экономическим стереотипам усиливает ее отличительную черту в качестве волевой героини, которая не стесняется бросать вызов.
Лира не остается ребенком долгое время, и точно так же, как реалистичный переход от детства к подростковому возрасту никогда не бывает чистым, а скорее является постепенным и рекурсивным процессом, переход Лиры занимает время. Мы видим ее первые шаги в подростковом возрасте, когда наступает критический момент: Роджера похищают, и она и Пан понимают, что взрослые в ее жизни не воспринимают его исчезновение всерьез. Она и Пан решают, что они должны "спасти его” несмотря на то, что поиски "опасны". Эта дискуссия с Паном - первый шаг Лиры в ее эпическом путешествии, поскольку она решает, что необходимо спасти ее друга. Ее решение спасти Роджера, несмотря на негативную реакцию взрослых, свидетельствует о первых признаках инициативы, мятежа и независимости, а также о ее первых шагах на следующий этап жизни.
Подростковый возраст наступает не без усилий, а постепенно достигается за счет череды превратностей между детской зависимостью и взрослой жизнью. Ее первые попытки спасти Роджера начинаются с колебаний, когда она переходит от начала независимости к полной опеке взрослых опекунов. После ее первоначального решения покинуть Иорданский колледж Лира возвращается в роль ребенка, когда миссис Колтер приглашает ее жить у себя дома. Она одевает Лиру в прекрасную одежду и кормит изысканной едой, пока Лира не понимает, что миссис Колтер хочет заполучить ее Алетиометр, что заставляет ее принять решение о восстании против взрослых еще раз. На улицах, одна, только в сопровождении ее деймона, Лира продолжает развиваться как подросток, вдали от наивности детства.
По мере развития трилогии повествование отражает женское подростковое путешествие через отношения Лиры и Пантелеймона. Открытие и понимание психологического "я" Лиры становится видимым через разговоры и физические изменения Пана. Потому что деймоны в мире Лиры почти всегда другого пола их человека и имеют взаимодополняющие черты личности, Пан превращается в мужских животных и является осторожным и логичным, в отличие от мятежного и импульсивного характера Лиры. В мире этой серии, в детстве и подростковом возрасте, деймон меняется между различными животными формами, часто возвращаясь к эмоциям своей человеческой половины или отвечая на конкретные потребности. Пантелеймон чаще всего в форме горностая, но он превращается в леопарда, чтобы "защитить себя" от нападавших, а также светлячок, лев, и даже дракон в зависимости от эмоций, которые он и Лира чувствуют.
Он часть ее, неразлучный невидимой связью. Когда она окончательно повзрослеет в подростковом возрасте и достигнет понимания своей идентичности, ее деймон примет окончательную форму и останется в этой форме до конца своей жизни, заставляя некоторых ученых считать, что деймон принимает свою окончательную форму, когда человек достигает половой зрелости; однако продвижение к зрелости в подростковом возрасте гораздо сложнее, чем только сексуальное осознание и понимание. Поэтому деймон оседает, когда индивидуум знает, "какой он человек", и эта идея включает в себя не только сексуальное сознание, но и полное ощущение своей идентичности, желаний и цели, чтобы двигаться вперед во взрослом возрасте.
Понимание своей идентичности и роли в жизни означает окончание подросткового возраста и начало взрослой жизни, и часто включает понимание своих сексуальных предпочтений и желаний, но не обязательно таковых. Деймон может также осесть до того, как его человек станет полностью независимым и считаться взрослым, потому что Лира, может достичь этого понимания до того, как она станет физически зрелой или социально независимой (например, в состоянии позаботиться о себе финансово). Расположение демона раскрывает истинную роль демонов как физического отображения психики человека. Животный компаньон помогает человеку понять свою идентичность, перемещая формы в зеркало внутренней психологии. Перемещение форм в течение всего детства и особенно в подростковом возрасте означает постоянное развитие психики человека. Ошибки, вопросы этики, борьба за независимость, и уникальные проблемы, с которыми сталкивается каждый человек, - все это помогает человеку созреть, точно так же, как поиски Лиры ведут ее к зрелости, и ее деймон отражает эти процессы.
Хотя в трилогии подчеркивается современная концептуализация подросткового возраста, особенно с точки зрения женщин, она несколько отступает в своей современной перспективе, когда раскрывает появление сексуальной идентичности в Лире и Уилле. Сексуальное пробуждение двух подростков напоминает веру Стэнли Холла в опасность сексуального пробуждения в подростковом возрасте. Их страсть друг к другу может оказаться фатальной, если они решат остаться вместе. Поскольку они происходят из разных миров, они не могут жить вместе в одном мире. Если бы Лира осталась во вселенной Уилла, она была бы неполной и в течение 10 лет стала бы "больной, а затем умерла". Если оставить отверстие между двумя их царствами, то зло в виде Спекторов войдет в эти миры. Для того чтобы оба мира были в безопасности, они должны закрыть разрезы во Вселенной, и при этом больше никогда не видеться друг с другом. В то время как их сексуальное пробуждение приносит мгновение сильного удовольствия и любви друг к другу, этот момент мимолетен. Их желания опасны, если они дают им волю, что наводит на мысль об опасности подростковой сексуальности.
Подростковый возраст не заканчивается, как в сказке. Соответственно, Лира не получает никакой награды за свои поиски, кроме понимания себя. Вместо этого, она теряет как Уилла, так и способность читать Алетиометр, и она должна вернуться в свой собственный мир. Однако, потеря ее способности читать устройство также дает ей понимание того, что она должна сделать после того, как она и Уилл расстаются пути: она станет ученым и научиться читать Алетиометр вновь. Когда Лира и Уилл должны решить, как они хотят провести остаток своей жизни, они делают выбор, чтобы спасти свои родные миры и закрыть все разрезы во Вселенной для того, чтобы восстановить "Республику Небес". Как и зрелость во взрослом возрасте, процесс восстановления Небесной республики — это не "одиночный поиск", а скорее "постоянная задача". Лира и Уилл будут продолжать бороться, когда они перейдут во взрослую жизнь после окончания трилогии. Для Лиры обучение чтению Алетиометра станет "делом всей ее жизни". Ее обучение приведет ее во взрослую жизнь и будет продолжаться так же, как она продолжит зреть.
Эпическая фантазия переосмысливает этап подросткового возраста; она фиксирует правду подросткового возраста и представляет его как трудное задание, которое необходимо выполнить для того, чтобы вырасти и созреть. Она возвышает подростковый период как критический и поворотный этап жизни таким образом, что реализм не может изменить фантастическим образом зачастую негативные структуры подросткового возраста.
"Темные начала" представляют собой наглядное литературное представление проблем подросткового возраста и того пути, который необходимо пройти, чтобы достичь состояния зрелости. Таким образом, это сочетание показывает, какие трудные решения должны принимать подростки, решения, отражающие их нравственное развитие и индивидуальность, сквозь призму эпического фэнтези.