Апрель 1891 года порадовал жителей столицы ясной солнечной погодой и ранней весной. Стали наливаться почки, кое-где пробилась молоденькая трава.
Владимир и Ольга Ульяновы шли по набережной Васильевского острова. Еще вчера Нева, стиснутая и закопанная в гранит, напоминала широкую заснеженную дорогу. То там, то здесь ее пересекали тропки, темнеющие на ноздреватом сером снегу. А сегодня взломала вода оковы и понесла обломки льда в Финский залив.
Накануне Володя сдавал в университете экзамены по государственному праву и истории русского права. Он был крайне задумчив. Ольга знала, когда вот так молча он уйдет в свои мысли - говорить с ним о чем-нибудь бесполезно. А мысли были невеселые.
Вспомнилась Волга, Симбирск, мама... Как она там? Остро в сердце отдалась эта никогда не затихающая боль. Саша. После смерти отца старший брат стал в семье особенно дорогим и близким. Так ждали его приезда в Симбирск, домой. И вдруг это письмо из Петербурга. Тяжелую весть сообщила тогда двоюродная сестра Володи Ульянова - Екатерина Песковская.
… Скоро они подошли к дому № 39 по 10 линии, где находилось общежитие Высших Бестужевских женских курсов. Ольга поднялась на пятый этаж в свою комнату. Володя вышел на Средний проспект, пересек его и вошел в дом № 46: там жили Песковские.
7 июня 1969 года я прочел в Казани «Правду» с письмами Ульяновых. Было там письмо. Песковское. Кто же они такие?
С этого времени я уже ни о чем другом не мог думать. Скажу, что повезло мне сразу, в Казани. Здесь я встретился с Т. П. Басовой-Жуковой. Татьяна Павловна была весьма приветлива и сказала:
- Я нам охотно помогу, ведь Екатерина Ивановна Песковская, была двоюродной сестрой и Владимира Ильича, и моей матери.
Позднее, в Москве, я поехал на Большую Пироговскую, к Ольге Петровне Веретенниковой, вдове Николая Ивановича Веретенникова, автора известной книги "Володя Ульянов». Двоюродный брат Владимира Ильича, он был товарищем его детства, и вся жизнь этого одаренного человека была согрета теплой памятью о семье Ульяновых.
Ольга Петровна, которой было уже девяносто лет, с удивительной точностью помнит события давно минувших дней. Она подарила мне небольшую карточку: на ней две сестры Веретенниковы - Анна Ивановна, кстати, одна из первых в России женщин-врачей, и Екатерина Ивановна. Фото относится к концу семидесятых годов. Молодая Катя Веретенникова жила тогда в Симбирске в семье Ильи Николаевича Ульянова, и под его руководством начала свой педагогический путь. Адресная книг «Весь Петербург" помогла мне восстановить основные вехи ее жизни.
B Петербурге она окончила Высшие Бестужевские женские курсы. Во второй половине девяностых годов открыла на Васильевском острове единственный в то время в Петербурге детский сад вместе со школой - для девочек и мальчиков.
С 1900 года Екатерина Песковская руководила еще и женской гимназией.
В 1908 году она стала также учредительницей Высших юридических женских курсов.
С переездом в Петербург произошли большие перемены в личной жизни Екатерины Ивановны. Она вышла замуж за Матвея Леонтьевича Песковского. Математик, кандидат Петербургского университета, он уезжает в далекую Вятку и организует там земское училище для распространения сельскохозяйственных н технических знаний.
Но известен Песковский не только своей земской деятельностью. Он много писал. Это книги об Ушинском, рассказы для детей по географии, выдержавшие несколько изданий. Много вышло в переводе и обработке Песковского детских и юношеских книг: "Путешествия и приключения Гулливера» Свифта, ряд романов Жюля Верна, "Хижина дяди Тома", вышедшая тремя изданиями. В предисловии к замечательному роману Бичер Стоу Песковский писал: «...Этот прекрасный роман учит прежде всего любить человека, особенно же несчастных униженных людей».
Матвей Леонидович плодотворно сотрудничает во многих журналах и газетах. Екатерина Ивановна живет одними интересами с мужем. В ее переводе выходят прекрасно иллюстрированные сказки братьев Гримм.
Роясь в каталогах, вчитываясь в тысячи страниц сухого текста справочников, я отыскал факты жизни Песковского, человека деятельного, разностороннего, энергичного. А Ольга Петровна Веретенникова рассказала мне, какой удивительно мужественной, волевой и благородной была его жена Екатерина Ивановна.
У Матвея Леонтьевича после смерти первой жены на руках осталось пятеро малых детей. Екатерина Ивановна стала им доброй и настоящей матерью.
Не очень, однако, повезло ей в личном счастье. После долгой и тяжелой болезни в 1903 году умер Матвей Леонтьевич. Потеряла она и своего ребенка. Но все силы, большую любовь отдала она воспитанию детей мужа.
Постоянно заботились Песковские об Александре и Анне Ульяновых, которые учились это время в Петербурге. Все их время поглощали занятия, книги, интерес к революционной работе. Очень редко в те тяжелые годы выпадало им веселье в кругу сверстников: ведь на каждую вечеринку нужно было разрешение полиции.