Найти тему
В мире науки

Особенности управления в период с 5 по 8 египетской династии

Оглавление

Фундаментальной особенностью администрации Старого Королевства является центральная организация страны из Мемфиса под руководством визиря, который объединил в себе судебные и исполнительные функции. Центральная администрация вела активную деятельность в области архивной энциклопедии археологии Древнего Египта, надзора за строительной деятельностью государства, налогообложения, хранения и юрисдикции.

С 5-й династии долина Нила, но не дельта, перешла под контроль надзирателя Верхнего Египта, проживающего в Тинисе. Как Верхний, так и Нижний Египет были разделены на купола, каждым из которых управлял номарх, представленным разным набором титулов.

https://pixabay.com/ru/photos/дейр-эль-бахри-хатшепсут-египет-1941086/
https://pixabay.com/ru/photos/дейр-эль-бахри-хатшепсут-египет-1941086/

Традиционно, было 22 купола в Верхнем Египте и 20 в Нижнем Египте. Должность номарха предполагала лояльное представительство интересов короля (т.е. государства) во всех сферах экономической деятельности, но с конца 5-й династии, когда он начал отходить от королевской семьи и попадать под контроль влиятельных местных кланов, эта должность постепенно стала катализатором новой, менее централизованной и более индивидуально ориентированной культуры.

Важной особенностью управления страной во времена Старого Королевства было постепенное создание благочестивых фондов (по аналогии с концепцией вакфа в исламских обществах) для обеспечения поддержания королевского моргового культа в городах пирамиды Мемфитов, службы короля (или богов) в провинциальных храмах, а также частного погребального культа отдельных членов аристократии. Персонал этих поселений был освобожден от обязательного ношения государственных корвешей.

Доходы от этих фондов перешли к тем, кто поддерживал культ, что явилось экономическим решением, способствовавшим концентрации богатства в частных руках. Последовавший за этим кризис экономической системы, основанной на тотальном контроле государства над средствами производства, способствовал глубокому пересмотру политических структур в конце Старого царства и в течение первого промежуточного периода.

Международные отношения

Во времена Древнего царства Египет поддерживал наиболее важные зарубежные контакты с южными культурами, соседствующими в Нижней Нубии. Там роспуск нубийского земледелия в ранний династический период в Египте спровоцировал усиление попыток Египта создать (до 5-й династии) центры постоянного проживания, с одной стороны, и контролировать полукочевые вождества путем вторжений и последующего захвата животных и людей, с другой стороны.

Автобиографические надписи на могилах верхнеегипетских кочевников 6-й династии, особенно Хархуфа, и надписи, оставленные ими в Нубии, являются важнейшим источником информации для этой деятельности. В конце Старого царства, с постепенным формированием в Нижней Нубии (называемой египтянами Ваватом) нового местного царства, заменившего бывшие небольшие части, упомянутые в египетских текстах (в основном Иртджетж, Иртджет, Заджу) и, вероятно, представлявшего первоначальную структуру за нубийской группой в Среднем царстве.

Египетское присутствие в Нубии меняет свой характер и переходит на более высокую степень паритета благодаря присутствию египетского импорта в Нижне-Нубийские гробницы и организованных нубийских контингентов (особенно наемников) в Египте.

Дальше на юг, королевство Ям конкурировало с Египтом за контроль Нижней Нубии. Как видно из автобиографических текстов, Ям находился в Верхней Нубии к югу от Вавата. Начиная с 5-й династии и далее, согласно летописи короля Сауре на Палермском камне, наиболее важной землей в этом районе является прибрежный Пунт. Расположенный вдоль Красного моря вокруг Баб Эль-Мандеба, Пунт предоставил Египту мирру и другие ценные товары древнего царства.

Ссылки Старого Королевства на Западную пустыню, населенную ливийским населением, редки и ограничиваются военными столкновениями, что подтверждается автобиографией Хархуфа, однако в статуе 5-й династии упоминается египетский чиновник как правитель Фарафринского оазиса, а в 6-й династии известно о широком египетском поселении в Дахла Оазис.

https://pixabay.com/ru/photos/пустыня-египет-песок-горы-2704556/
https://pixabay.com/ru/photos/пустыня-египет-песок-горы-2704556/

Находящиеся на территории Старого Королевства надписи подтверждают, что синайцы, в частности Вади-Магхара и Серабит эль-Хадим, широко эксплуатировались из-за бирюзы.

В 6-ю династию известно не только о военных походах в южной урбанизированной части Палестины из автобиографий (например Вени), а также из изображений гробниц, наличие контактов между Египтом и Сирийским королевством Эбла (Телль-Мардих) еще в 4-6-е династии. Но самые интенсивные отношения между Египтом и Леваном во времена Древнего царства были, несомненно, с Библом на финикийском побережье.

Библос был главным центром торговли древесиной и смолой, о чем свидетельствует присутствие египетских предметов в местных храмах на протяжении всего периода. Контакты с регионом Эгейского моря, хотя они могут быть установлены из-за разбросанных в Эгейском мире предметов древнего царства, не могут быть установлены с какой-либо степенью уверенности.

Интеллектуальная и религиозная жизнь

Старое царство - это период постепенного развития структур религиозных верований и моделей социального поведения, которые оставались характерными для Египта на протяжении всей фараонской истории. Во времена Древнего царства египетская культура испытывает потребность в поиске объединяющей модели для трех независимых измерений религиозной жизни:

  1. поклонение богам;
  2. репрезентативность короля;
  3. поддержание частного погребального культа.

Идеология, возникшая в результате смешения этих противоречивых измерений, известна через тексты пирамид, свод заклинаний и гимнов 5-й династии, которые традиционно представляют богословские взгляды школы мысли, сосредоточенной вокруг культа бога солнца в Гелиополисе.

В этом корпусе мертвый царь - и Осирис, как династический предок царя (т.е. Хора), и Ра, как бог солнца, который ежедневно появляется на восточном горизонте, сын которого в очередной раз сам является царем Египта. Описание состояния мертвого царя в загробном мире, таким образом, в конечном счете, очень близко к изложению египетского религиозного мировоззрения. Являясь объединяющим фактором египетского общества, монарх Древнего царства является в то же время создателем и бенефициаром его сплоченности.

Если личный погребальный культ нуждается в короле как посреднике между отдельными богами и богами похорон (в Древнем Королевстве, особенно Анубисом), то королю нужен Египет и его народ как сцена для выполнения своих функций: космический как бог солнца, мифический как Хор и ритуальный как единственный священник богов на земле.

Эту модель взаимодействия царской божественности (а не "божественного царствования", часто проявляемого другими цивилизациями древнего мира) и царского общества лучше всего представляет египетская концепция маата - слово, первоначально означающее - основание, которое затем приобрело смысл истины, справедливости, но которое, следует представить как "египетскую энциклопедию древних ценностей" в том смысле, что оно сводит к понятию политической и этической энциклопедии Египта: социальная сплоченность, исполнение похоронного культа и служение королю.