Найти тему
Murzilkin's Space

Ожоги и обморожения на реактивном мотоцикле в космосе

В 2018 году в космический полёт отправился автомобиль Tesla Roadster, но многими годами ранее на орбите побывал космический "мотоцикл". Сначала американский, добившийся успеха со второй попытки, а затем и советский. Что за он и зачем был нужен?

Устройство маневрирования астронавта, по-английски AMU – Austronaut Maneuvering Unit, в 60е годы разрабатывалось NASA около 7 лет. Это был ящик высотой 90 см и шириной 60 см. На Земле он весил 60 кг плюс 14 кг топлива для заправки.

Фото Роскосмоса
Фото Роскосмоса

AMU конструировали для будущих перелётов астронавтов между космическими кораблями и станциями, а также на случай спасения заблудившихся в космосе.

На AMU было сделано небольшое седло велосипедного типа и сопла нескольких десятков двигателей, поэтому астронавты прозвали в шутку установку мотоциклом.

AMU  – устройство маневрирования астронавта (фото сайта https://www.nasa.gov/)
AMU – устройство маневрирования астронавта (фото сайта https://www.nasa.gov/)

Первый тест AMU планировали ещё для экипажа "Джемини-8". Но досрочное приземление из-за закрутки корабля привело к срыву выхода в открытый космос и отмене теста AMU. После чего уже "Джемини-9" предстояло и проверить это устройство, и оседлать его.

Получалось, что перед первым полётом человека на реактивных двигателях в космосе весь накопленный опыт состоял из 12-минутной прогулки Алексея Леонова и 20-минутного выхода Эда Уайта. И ни один из этих выходов не давал детальных сведений о будущих опасностях длительного выхода в открытый космос.

Когда Юджин Сернан, член экипажа "Джемини-9" вышел за пределы корабля для первой полноценной внекорабельной деятельности, длящейся несколько часов, он не представлял, что его ждёт.

Юджин Сернан за бортом корабля "Джемини-9" (1966 год)
Юджин Сернан за бортом корабля "Джемини-9" (1966 год)

Первая трудность, с которой пришлось столкнуться астронавту, возникла, пока он добирался до AMU, расположенного на носу корабля. У Сернана не было ни одной точки опоры.

Это позже космические корабли и станции стали оснащать поручнями, перилами и стременами, чтобы астронавты могли с их помощью закрепиться. Тогда же в 1966 Сернан чувствовал себя как гигантская змея в железном скафандре. Невесомость мотала страховочный фал по всем направлениям, и у Сернана не было возможности вернуть управление над телом.

Вторая сложность караулила там, где никто не ожидал. Скафандр Сернана для выхода в открытый космос состоял из семи изоляционных слоёв, гарантирующих защиту от зноя и холода. Но в результате манипуляций при вытаскивании себя из корабля в жёстком скафандре астронавт так напрягал своё тело, что слои внутренней защиты порвались. Так вскоре после выхода Сернан ощутил, что кожа получила космический солнечный ожег.

Юджин Сернан в корабле "Джемини-9"
Юджин Сернан в корабле "Джемини-9"

Наконец, манипуляции на скользком корабле без точек опоры под палящим солнцем и в очень неудобном скафандре привели к большим физическим нагрузкам на организм. А это стало причиной огромной выработки пота и углекислого газа. У астронавта запотел шлем, и он с трудом видел рычаги и переключатели, с которыми его предстояло иметь дело, чтобы запустить AMU.

В итоге командир миссии "Джемини-9" Томас Стаффорд передал на Землю, что отменяет испытание AMU и возвращает своего члена команды обратно на борт корабля. И если бы это решение не было принято, всё могло обернуться риском для жизни обоих астронавтов.

Стаффорд и Сернан после приземления "Джемини-9"
Стаффорд и Сернан после приземления "Джемини-9"

Так дорогостоящая установка по реактивному перемещению на орбите сгорела в атмосфере при приземлении (места вернуть её в кабине пилотов не было).

По мнению Юджина Сернана, ошибка AMU была в том, что раньше NASA делала маленькие последовательная шаги в освоении новых операций в космосе. А здесь разом решило проглотить слишком большой кусок нового, из-за чего всё сорвалось. Если бы на тот момент было больше сведений о неудобстве скафандров, нагрузке на организм при выходе за пределы корабля, то испытания могли сложиться иначе.

Идею реактивного перемещения в космосе NASA не тестировало более 15 лет, и вернулось к ней лишь в 1984 году. Новое MMU (manned maneuvering unit) было сделано для программы шаттлов и впервые испытано с борта космического корабля "Challenger".

Усовершенствованная установка MMU (фото с сайта https://www.nasa.gov/)
Усовершенствованная установка MMU (фото с сайта https://www.nasa.gov/)

В 1984-1986 годах с помощью этого устройства американские астронавты совершили шесть выездов-вылетов в открытый космос. С закрытием полётов шаттлов от этого устройства по причинам излишнего риска NASA отказалось.

Астронавт Роберт Стюарт во время тестирования MMU провёл почти 6 часов в открытом космосе (1984 год)
Астронавт Роберт Стюарт во время тестирования MMU провёл почти 6 часов в открытом космосе (1984 год)

В это же время опыт иностранных коллег повторили работники предприятия "Звезда", разработавшие такой мотоцикл для скафандра "Орлан", – СПК.

СПК средство передвижения космонавта – имело собственные двигатели, которые позволяли ему лететь в нужном направлении и развивать скорость до 32 м/сек. Можно было быстро добраться до нужной части орбитальной станции, облететь ее со всех сторон и вернуться. Хотя скрытая военная цель СПК состояла в том числе в возможности добираться до вражеских спутников.

Александры – Викторенко и Серебров (из фотохроники ТАСС)
Александры – Викторенко и Серебров (из фотохроники ТАСС)

1 февраля 1990 года состоялись испытания отечественного российского «мотоцикла» в открытом космосе, которые провели космонавты Александр Серебров и Александр Викторенко.

Сначала СПК испытал Александр Серебров. Курьезно, что Юджин Сернан получил ожог, тогда как Серебров наоборот сильно замёрз во время испытаний. Устройство закрывало его от солнца, из-за чего он не получал дополнительного тепла, а система охлаждения скафандра работала на полную мощность. Так что после возвращения на корабль космонавту пришлось отогреваться.

Тот самый советский космический мотоцикл (фото Музея космонавтики)
Тот самый советский космический мотоцикл (фото Музея космонавтики)

В следующий выход в открытый космос уже Александр Викторенко смог прокатиться на космическом «мотоцикле». Он удалился от станции "Мир" на 45 метров. И даже сделал нечто похожее на фигуру высшего авиационного пилотажа, что в космосе представляло оборот на 360° .

В дальнейшем разработчики предполагали оснастить "мотоцикл" системой дистанционного управления, подчиняющейся командам со станции «Мир». И в ожидании этого СПК пришвартовали снаружи станции. С тех пор и до самого заката станции "Мир" никто им больше не интересовался.

Сегодня США и РФ озвучивают планы по строительству баз на Луне. Как знать, вдруг там впервые действительно будут нужны такие космические "мотоциклы" для перемещения между кораблями и научными станциями. Поживём – увидим.

Читайте тут, чем известен производитель скафандров для программы "Аполлон"
Смотрите в этом материале историю первого и самого возрастного астронавта США Джона Гленна
Узнайте здесь историю космического питания в США и РФ
-10

***

Ставьте палец вверх, если узнали новое для себя.

Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди будет много интересного!

Наука
7 млн интересуются