Найти в Дзене

Даже в волшебном мире Гарри Поттера есть преподаватели - отморозки.

Начнём - Амбридж Долорес Джейн. Вспомним её первый урок. Первым делом она просит убрать палочки, что говорит нам о запрете или нежелании заниматься практикой. Для неё важен упор на теорию, поэтому чтение учебника является основным видом деятельности на уроке. Попытка жёсткого доминирования над учениками, с явным желанием продемонстрировать своё превосходство над ними и прямое регулирование кому говорить и когда. Этот уровень педагогического мастерства - жёсткий авторитарный стиль преподавания, с явным неумением поставить себя авторитетом и отсутствием навыков преподавания. То есть из Амбридж довольно слабый педагог, чего она сама особо и не скрывает, а по фильму и вовсе говорит прямым текстом, что ненавидит детей. Следующим идёт Квиринус Квиррелл - бывший преподаватель маггловедения, и на беду свою нашедший не только Волан-Де-Морта, но получивший чёрную метку профессора Защиты от Тёмных искусств. Его уроки нам особо и не показывали, но всё же попробуем воспроизвести его первый урок.

Начнём - Амбридж Долорес Джейн.

Вспомним её первый урок. Первым делом она просит убрать палочки, что говорит нам о запрете или нежелании заниматься практикой. Для неё важен упор на теорию, поэтому чтение учебника является основным видом деятельности на уроке. Попытка жёсткого доминирования над учениками, с явным желанием продемонстрировать своё превосходство над ними и прямое регулирование кому говорить и когда. Этот уровень педагогического мастерства - жёсткий авторитарный стиль преподавания, с явным неумением поставить себя авторитетом и отсутствием навыков преподавания. То есть из Амбридж довольно слабый педагог, чего она сама особо и не скрывает, а по фильму и вовсе говорит прямым текстом, что ненавидит детей.

-2

Следующим идёт Квиринус Квиррелл - бывший преподаватель маггловедения, и на беду свою нашедший не только Волан-Де-Морта, но получивший чёрную метку профессора Защиты от Тёмных искусств. Его уроки нам особо и не показывали, но всё же попробуем воспроизвести его первый урок. Во-первых, Квиррел зачем-то провонял весь кабинет чесноком, которому, конечно, все нашли объяснение, как средство от вампира. Во-вторых, пусть даже он теоретик, но все же даже не способен ответить одиннадцатилетнему мальчику на простой вопрос про зомби. Получается профессор защиты от тёмных искусств попросту не знает своего предмета.

-3

Перейдём к другому слуге Волан-Де-Морта и профессору Защиты от Тёмных искусств - Аластору Грюму, а если быть точнее, Барти Краучу-младшему, который скрывался под его личиной. Собственно, на первом уроке у класса Гарри он применил непростительные заклинания.
Барти демонстрирует, что он знает подопечных, будь-то Невилл, Рон или Гарри. Также мы видим, что Крауч - практик, но самоличный, то есть он колдует, а не дети. И причём важно, как именно колдует лжегрюм. Когда Крауч использует заклинание Империус - ученики смеются. Барти не просто злится, а угрожает детям испытанием подобного уже не на пауке, а на них самих. И что показательно, ученики сразу перестают смеяться.

-4

Но пока остановимся на настоящем, подлинном отморозке - Гилдерой Локхарт, он же Златопуст Локонс. Казалось бы, ну что тут говорить о Локонсе, если и так понятно, что сей достойный муж, кавалер Ордена Мэрлина третьей степени, почётный член лиги защиты от сил зла, также пятикратный лауреат чего-то там, как преподаватель достаточно слаб. Попытаемся взглянуть с точки зрения педагогики на его первый урок. Итак, сперва как помним Злапопуст проводит опрос про себя любимого. Мы видим, как Локонс овладевает вниманием аудитории, этого у него не отнять, и даже скептики, типа Рона и Симуса, заинтригованы, что же там такое им приготовили. И опять же после того, как дети посмеялись с Пикси, Локонс делает неудачный ход с точки зрения педагогики - он отпускает Пикси. Это делает весь урок провальным. Локонс из-за своей слабости теряет контроль над ситуацией, теряет авторитет, как преподаватель, и проваливает вполне нормально построенный урок. Только представьте себе тот урок, где ни Локонс, ни остальные ученики не знают как справится с Пикси. Если бы не Гермиона, то не известно как бы закончился урок.

-5

Следующий - это Северус Тобиас Снейп, являющийся могущественным волшебником, но ужасным преподавателем. Принц представляется нам в уникальном случае, ведь у него мы видим три первых урока - зелья, защита от тёмных искусств и уже своя защита от темных искусств. Предметы хотя и разные, но прекрасно подчёркивают один и тот же стиль преподавания Снейпа.
В общем-то первый урок, что зелий, что защиты от тёмных искусств в шестой книге - это шикарная, привлекающая внимание аудитории речь, которую не грех и позаимствовать, и которая наполнена любовь к предмету обучения. Например, зелья - это тонкое искусство тихо кипящего котла. А вот после наступает практическая часть. Здесь мы видим всё тот же симбиоз теории и практики в преподавании, точнее его попытку. Ведь в чём проблема Северуса? Вспомните чем закончился урок Северуса на зельях - травма Невилла и наезды на Гарри. Снейп это не проконтролировал и упустил.
Тоже самое мы видим уже и на защите. Причём Снейп зачастую позволяет себе, ну скажем так, посамодурствовать в стиле Амбридж, за что и получает неуважение от учеников в ответ, после чего вынужден прибегать к помощи наказаний. На шестом курсе это вышло для Принца и вовсе боком. Он стал посмешищем, причём дважды. Сначала, когда попытался морально подавить ученика и получил “не надо называть меня “сэр”, профессор”, а второй раз, когда попытался магически показать превосходство над Гарри, получив “Протего” в ответ. То есть мы видим в любом уроке Снейпа, а особенно на первых, что он неплохой преподаватель, когда речь заходит о теоретической стороне предмета. Северус способен удерживать интерес и внимание, но вот когда дело заходит о практике… Мы не говорим о практике самих зельеварений или защиты от тёмных искусств - это отдельный вопрос, насколько в них Северус- профессионал. Мы говорим о педагогике практического обучения, тут Северус теряет контроль как над собой, что для педагога недопустимо, так и над ситуацией. Ученик может свободно оказаться приложенным лицом к парте, в буквальном смысле этого слова. Просто попробуйте себе представить Люпина, у которго на уроке может что-то взорваться - вот это сильные педагог-практик. А есть Квиррелы и Локхарты, у которых может твориться всё что угодно, и вы поймёте, в русле чего мы говорили про Северуса.

А кого бы вы могли добавить в этот список? Пишите об этом в комментариях.
Так же предлагаем вам прочитать в нашей статье о том, сколько же получают преподаватели в Хогвартсе.