Доводилось ли вам слышать музыку британской группы Queen в рекламе, кино, в различных театральных и телевизионных постановках? Уверены, что да. Она, как и прежде, продолжает служить источником вдохновения для миллионов людей по всему миру. При этом некоторые её любят просто слушать, получая удовольствие от знаменитых песен, а другие стараются создавать что-то новое. В рамках этой статьи мы постараемся вспомнить, какое влияние оказала бессмертная музыка группы на театральную сцену, а также выясним, какое отношение к театру имели сами участники Queen.
Действительно, это направление культуры сыграло большую роль в жизни группы. Музыканты не раз повторяли, что на сцене старались создавать мини-спектакли, которые могли заинтересовать зрителя. «Наши песни может исполнять кто угодно, не выходя из дома. Но на своих концертах мы стараемся подарить людям праздник», - говорил Фредди Меркьюри. В 1986 году вокалист Queen принял предложение своего давнего знакомого Дэйва Кларка исполнить несколько песен в его новом мюзикле «Time».
Позже продюсер рассказал, что повлияло на его выбор: «Я работал с сэром Лоуренсом Оливье над мюзиклом «The Time». Однажды мы с ним вместе сидели за столиком и слушали альбом Фредди. Лоуренс тогда сказал: «Вот этот актер как раз для тебя». Вскоре я рассказал о нашем разговоре Фредди, которому было очень приятно получить такую похвалу от великого актера. Потом чета Оливье и Фредди встретились у меня дома. Они очень быстро подружились и весь вечер беспрестанно всех веселили». Но несмотря на это, музыкант отказался от одной из главных ролей в мюзикле, отдав предпочтение работе с Queen.
Гитарист группы Брайан Мэй также пробовал свои силы в мире театрального искусства, написав в 1990 году музыку к известной пьесе У. Шекспира «Макбет».
Считается, что идею мюзикла «We Will Rock You» участникам группы предложил сам Роберт Де Ниро, с которым они встретились в 1996 году на знаменитом международном кинофестивале в Венеции. Музыканты вспоминали, что тогда знаменитый актер очень удивился, что у них до сих пор нет своей музыкальной постановки, о чем предложил подумать в самое ближайшее время.
Но осуществить задуманное удалось только через несколько лет. Позже Брайан Мэй рассказывал, что сначала они рассматривали идею создать мюзикл, который бы пересказывал историю жизни самих участников Queen, но от этого замысла вскоре пришлось отказаться. «Меня всегда смущала сама идея биографического сопоставления, когда зритель четко знает, что за всем этим стоит реальная судьба автора. Когда я сочинял свои песни, то старался не включать в текст реальные факты из моей биографии, хотя определенные отголоски жизни в них все-таки есть. Такой же подход я использовал и при обсуждении основного сюжета этой театральной постановки», - в беседе с журналистами признавался гитарист группы.
Автором сценария мюзикла "We Will Rock You" стал известный английский драматург Бэн Элтон, который позже признавал, что неоценимую помощь в этой работе ему оказали Брайан Мэй и Роджер Тейлор.
Сюжет этой музыкальной пьесы переносит зрителя в вымышленную вселенную будущего, где жизнь каждого человека строго регламентирована, что не оставляет даже намека на какую-либо индивидуальность и разнообразие. Местные законы также запрещают людям слушать рок-музыку, использовать «живые» музыкальные инструменты. В этом государстве все носят одинаковую одежду, думают и поступают в соответствии с принятыми нормами. Единственный источник музыки производят компьютеры, которые и выбирают музыкальные пристрастия граждан. В итоге во вселенной воцаряется внешняя идиллия, которая устраивает большинство людей этой области. Но против такого всеобщего уравнения выступают отряды любителей рока – богема, которые под звуки известных композиций Queen оказывают отчаянное сопротивление правилам.
Среди них выделяется Мечтатель (которого многие считают музыкальной реинкарнацией Фредди Меркьюри – прим. автора), который вместе с двумя другими главными героями Галилео и Скарамуш начинает возрождение забытой мировой идеи, потерянной науки и культуры. «Если твой разум не создан машиной, ты должен продолжать борьбу» - таков основной мотив этой театральной постановки.
Стоит отметить, что подобный сюжет и раньше волновал некоторых известных деятелей культуры: писателей-фантастов (например, С. Лема и Е.И. Замятина), известных режиссеров. Среди последних можно выделить Алекса Пройаса с его фильмом «Темный город» (1998 г.), который во многом стал предтечей знаменитой «Матрицы».
Любители же советского кино могут найти сходные мотивы в прекрасном фильме Марка Захарова «Убить дракона» с Олегом Янковским и Александром Абдуловым в главных ролях (1988 г).
Для воплощения самых смелых идей мюзикла «We Will Rock You» Бэну Элтону удалось привлечь признанных мастеров сцены; например, костюмером стал известный модельер Тим Гудчайлд, многократный лауреат высшей театральной премии Лоуренса Оливье. А основным хореографом выступила Эрлен Филипс, в послужном списке которой значится сотрудничество с Фредди Меркьюри (работа над его сольными клипами – прим. автора).
Премьера долгожданной постановки прошла 14 мая 2002 года в лондонском театре «Доминион». Тогда главные роли в мюзикле исполнили такие знаменитые театральные актеры, как Анна Джейн Фокс, Кэрри Эллис, Шерон Кларк. Режиссером выступил Кристофер Реншоу, ранее уже ставивший многие известные театральные пьесы. По словам Кристофера, в работе ему помогла безграничная любовь к великому наследию Queen, а также сценическое поведение её вокалиста Фредди Меркьюри.
«Мюзикл, в котором звучат их прекрасные композиции – это предел мечтаний для любого режиссера. Песни Queen имеют некую человеческую универсальность и не предназначены для какой-то определенной аудитории: возрастной, социальной, этнической… Но несмотря на это, в музыке группы присутствует мощная индивидуальность, а также возможность совершенно различных трактовок её смысла. Именно поэтому песни Queen имеет безграничные возможности для всего культурного мира», - откровенно признавал режиссер мюзикла.
На пресс-конференции, приуроченной к мировой премьере постановки, Роджер Тейлор отметил, что наибольшим достижением мюзикла можно считать возможность полностью исполнить знаменитую «Bohemian Rhapsody» на сцене, чего раньше музыканты не могли сделать на своих концертах (из-за общей сложности композиции – прим. автора).
Этот мюзикл получил смешанные отзывы у критиков, которые посчитали его основную идею «слишком неправдоподобной», а также «скучной» и «унылой». Но несмотря на это, он очень понравился публике.
В разные годы постановки «We Will Rock You» с успехом шли во многих залах мира. В 2004 году премьера мюзикла состоялась и в Москве. В России постановку курировала известная продюсерская компания «Центрум». В нашей стране, как и в других странах мира, к работе над адаптацией мюзикла были привлечены настоящие профессионалы: музыкальным консультантом выступил Евгений Маргулис, а авторским переводом текста ведал Михаил Мишин. Режиссером российской версии мюзикла стал Дмитрий Астрахан. Премьера в Москве прошла с участием и самих музыкантов Queen; Брайан Мэй и Роджер Тейлор даже на несколько дней стали членами жюри, которое занималось кастингом актеров для постановки. Позже Брайан Мэй с большим почтением отозвался о российских музыкантах, задействованных в мюзикле.
В заключение стоит отметить, что на российской театральной сцене мюзикл «We Will Rock You» просуществовал с 2004 по 2007 годы.
А что думаете об этой постановке Вы?
Вам понравилась эта статья? Тогда ставим лайк!