Не смотря на упразднение монархии, на некоторые из помещений этого дворца наследники фамилии по-прежнему сохраняют права владения. Это сказывается на их доступности, но вряд ли доставляет неудобства. Для того, чтобы по достоинству оценить садово-парковый ансамбль Нимфенбурга у любознательных и так есть всё необходимое - скульптуры, живописные фрески, ухоженные аллеи, изящная архитектура...
Можно сказать, что замок и всё, что образовалось вокруг него, стали династическим проектом. Пять поколений баварских королей вкладывали сюда кто средства, кто амбиции, кто свои представления о прекрасном, а кто и всё вместе взятое.
Курфюрст Фердинанд Мария к моменту начала строительства уже успел отличиться абсолютистским стилем правления. Правда в основе большинства его решений были не личные мотивы, а цели государственного мужа, думающего о процветании вверенной территории и проживающих на ней людей. Иначе просто не было бы ни хитроумной внешней политики, ни внутренней административных реформ, ни модернизации королевской армии - всего того, что прославило имя монарха. Для полноты его портрета не хватало только яркого следа в искусстве. И он его оставил, взявшись за строительство дворца и парка. Правда, тогда в 1764 году это выглядело исключительно как личная затея и каприз. Монарху захотелось выразить свою признательность жене Адельгейде-Генриетте за рождение наследника.
Модное на тот момент итальянское барокко предопределило стиль центральной части главного дворца. Фрески от Циммерманов, лепнина от Кювелье - эти имена и сегодня многое значат для искусствоведов, а тогда они были настоящими законодателями художественного вкуса и стиля. Позднее наследник Максимилиан Эммануил расширил покои летней резиденции за счет галерей и модных павильонов. А вот законченный барочный облик дворец обрёл благодаря архитектору Иосифу Эффнеру, украсившему фасад пилястрами, сводчатыми окнами и бюстами.
Если на внешних архитектурных деталях глаз отдыхает наслаждаясь их ритмом и разнообразием, то во внутренних покоях вам предстоит не лёгкий труд, только чтобы не утонуть в богатстве цветовой палитры и декора. Кажется самый искушенный зритель не в силах вместить всю полноту содержания, которое пытались донести мастера прошлого с помощью фресок и алебастровых цветов, ажурных орнаментов и насыщенных портретных композиций...
Но главный дворец - еще не весь Нимфенбург. Размах владений и их значимость в качестве культурного наследия можно оценить уже спустившись по величественной лестнице в партер парка. Видимая его часть, прочерченная строгими линиями аллей и клумб, украшенная статуями античных богов говорит о приверженности трудившегося здесь проектировщика французской традиции. Но дальше идёт территория, подчинённая несколько другим законам. В 19 веке эту часть парка переделали в духе модных тогда английских пейзажей. Строгость уступила место нарочитой небрежности, аллеи стали больше напоминать ухоженные лесные просеки...
От прежней планировки осталась система каналов, в том числе и главный, несущий функцию центральной оси ансамбля. Он словно возвращает к реальности, если вдруг после прогулки по тропам зелёного массива вас посетит ощущение полного погружения в природную стихию. Оказывается нет, вот он рукотворный водоём, вот шумный барочный каскад, тускло мерцающий мраморным декором... А вот и блистательная архитектура, в которую каждый из членов династии вкладывал свой смысл.
Пожалуй то, что хотел сказать юный Максимилиан Эммануил, заказывая павильон Баденбург, лучше всего поддаётся пониманию современного человека. Что может быть в голове у не обременённого административными обязанностями принца? Правильно, развлечения. Главное только придумать что-то стоящее, а не какую-нибудь банальщину типа конных прогулок. Молодой наследник придумал бассейн, о чём собственно и говорит название. Вот только о крыше и стенах для него в то время не каждый догадался бы - крытые бассейны были большой редкостью.
В придачу к нему предусматривался парадный зал, украшенный лепниной из фруктов и раковин, и живописная роспись на потолке "Аполлон в солнечном экипаже". Об этой фреске можно было бы и умолчать, но она благодаря имени художника в каком-то смысле роднит Мюнхен с Петербургом. Итальянец Якопо Амигони благодаря своей умелой кисти засветился при многих королевских дворах Европы. Вот и в Петровском зале Эрмитажа есть его работа "Царь Пётр I и богиня мудрости Минерва" . Правда, портрет был написан уже после смерти Петра и вовсе не для придворных нужд, заказчиком выступил царский посол в Лондоне Антиох Кантимир, один из деятелей русского Просвещения. Словом, всё очень занятно переплелось: вода, развлечения, живопись... И Россия в сердце Баварии.
Павильон Моноптерос кажется очень знакомым и узнаваемым даже на расстоянии. Колонны, купол-полусфера, открытое внутреннее пространство... Его второе название храм Аполлона подтверждает догадки: это скорее стандарт малой архитектурной формы в придворных парках. Такое сооружение в такого рода месте должно обязательно присутствовать и многие наверняка видели его прототипы в других местах. Высокую марку держат лишь имена прославленных зодчих, проектировавших павильон - Лео фон Кленце и Карл Мюльталер. А особую утонченность сооружению придаёт пруд и непременные для Нимфенбурга лебеди, они гнездятся буквально в каждой заводи.
Амалиенбург - еще одна дань чувствам. Курфюрст Карл-Альбрехт приходится уже внуком первоначальному заказчику Нимфенбурга Фердинанду Марии, но и он неровно дышит к этому месту. Иначе, зачем было строить на землях, овеянных романтичными дедовскими легендами, павильон в честь собственной супруги Марии Амалии.
Правда, от павильона здесь только скромные габариты сооружения и стиль охотничьего домика. Внутреннее убранство поистине королевское. Зеркальный зал, расписанные серебром панели, выложенная голландским кафелем кухня...
Чем замечательны летние монаршие резиденции, так это тем, что дают представление о запросах времени. Например, в 18 веке "простого" рококо европейской знати было уже мало. Поэтому возник интерес к восточному искусству. Но копировать в подробностях китайские пагоды настоящие мастера не хотели, да и не было особых возможностей изучить аутентичные образцы. Поэтому родился стиль шинуазри. Здесь в Нимфенбурге его характерные черты воплотились в чайном домике Пагоденбург. Получилась эдакая китайщина - с болванчиками и восточными мотивами в росписях на фоне классических персонажей.
Еще одной стилизацией можно считать павильон Келья Магдалины. Это тоже идея Максимилиана Эммануила, только теперь уже на склоне лет. Нарочито запущенный вид сооружения говорит о желании престарелого курфюрста обрести уединение и покой даже в собственных владениях. Тот легкомысленный юноша, который хотел водных забав, не угадывается даже в росписи потолка, на которой изображены сцены из жизни кающейся грешницы. В архитектурном плане здесь господствует полный хаос - романские мотивы переплелись с классицизмом, к которому подмешиваются мавританские элементы и так далее.
Музейщики в Баварии, судя по всему, не только старательно хранят прошлое, но и заботятся о своего рода преемственности функций объектов. Музей Маршталя занимает южный флигель дворца, в котором раньше помещались конюшни. Вроде бы проходной факт, а тут взяли и придумали целую экспозицию с экипажами, санями, сёдлами, сбруей... Принадлежало это богатство по большей части королю Людвигу II. Теперь оно в открытом доступе и, судя по количеству, со времён монархии парк лошадей ничуть не потерял в количестве. Если образцы сбруи висят на стенах или помещены под стекло, то лишь для того, чтобы сохранить приличный вид в ожидании новых хозяев. Видимо, это свойство хороших музеев - не только рассказывать и показывать, но и создавать иллюзию.
Дорогие читатели, не стесняйтесь поддержать проект Архистория своими лайками и перепостами!
Подписывайтесь на нашу страницу!
Читайте лучшие материалы Архистории: