Не всё так просто!
Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г.
О парадоксе “Чёрного квадрата” Малевича, который хранится в Москве в Государственной Третьяковской галерее задумывался каждый.
Ну сами подумайте, столько шума, гениальное произведение искусства, которое вроде бы сможет нарисовать и ребёнок!
Сегодня цена этой картины $ 140 млн. Это же просто сумасшедшая сумма!
- “Чёрный квадрат” на самом деле совсем не чёрный. Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам. То есть художник не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил начерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку материалов.
- “Чёрный квадрат” на самом деле квадратом не является. Его стороны не равны друг другу. И противоположные стороны не параллельны друг другу.
- Если бы это была случайно написанная картина, художник не стал бы ее копировать. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 “Чёрных квадрата”. Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна — в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание на то, насколько они не похожи. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый “Квадрат” 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок. Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из “Квадратов” больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой — намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).
- На “Квадрате” 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний слой краски. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде “Дамы у фонарного столба”.
Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914 г. Городской музей Стеделек, Амстердам
А под ней — другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.
Казимир Малевич. Точильщик. 1912 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.
“Чёрный квадрат” был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. Supreme означает “превосходный”. Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.
Вот Вам и чёрный квадрат.