Думаю для вас не секрет, что в России цены на живопись довольно низкие. Конечно, когда мы приходим в какой-нибудь художественный салон, галерею, мы видим там вполне впечатляющие цены, когда стоимость картины соответствует по крайней мере пятизначной цифре. Однако художники любители, те кто желает заработать на хобби и продавать свои работы например, на Ярмарке Мастеров, как правило сталкиваются с тем, что уровень цен по которым реально продать картину не так уж и высок, а порой кажется, что даже при небольшой цене, картины оказываются не особо востребованы.
Конечно, на просторах Ярмарки можно найти художников с хорошими продажами, раскрученным аккаунтами. То есть можно сказать, что когда художники ставят бОльшую цену за свою картину и успешно продают, то это как правило уже состоявшиеся художники, которые продают картины не только в интернете и у которых уже есть своя большая история, участие в различных выставках, в том числе персональных, есть имя. Так что же делать художникам, которые не так давно начали продавать свои картины, и скорее всего столкнулись с тем, что продаж не особо много или нет совсем, даже при не высоких ценах. Возможно, если Вы художник, желающий продавать свои картины, эта информация поможет продать свои картины дороже, или же возможно даже принципе продать.
Первый пункт, который поможет в продаже картины и возможно и поможет ставить на неё более высокую цену это рисование интерьерных картин. Интерьерная картина отличается от прочей живописи тем, что она является элементом интерьера поддерживает его, сочетается с ним. Поэтому в процессе создания интерьерных картин нужно ориентироваться на то к какому интерьеру она подойдёт, как эта картина будет смотреться в интерьере. Исходя из этого подбирается её размер, тематика и цветовая гамма. Сейчас для для оформления современных интерьеров особенно актуальны картины в жанре абстракции, декоративной живописи, Fluid Art и прочие.
Погуглите тему современного интерьера, присмотритесь к картине как к его элементу, можно даже поспрашивать продавцов в салонах какие картины пользуются большим спросом. При поиске художественного решения можно ориентироваться на какие-то общие параметры: картина для светлой стены, картина акцент интерьера или же картина поддержка, картина для детской и так далее. Но даже если работать в жанре портрета, пейзажа, натюрморта, то для интерьерной живописи они должны быть исполнены в современной стилистике. Так например, интерьерные пейзаж или натюрморт с цветами могут быть выполнены в смелой манере мастихиновой живописи, яркими цветами, в каком-то необычном колористическом решении или декоративной стилизации. Этот пункт скорее рекомендация для того чтобы сделать свои картины более востребованными на рынке. Подстроиться к требованиям рынка.
Второе, что поможет художнику продать свои картины дороже это писать их сериями, то есть писать комплект работ состоящий из 2 3 4 картин может быть и больше картин разных форматов, но в единой стилистике, едином цветовом решении и объединённых единой концепцией, продуманной композицией.
Это могут быть как варианты модульных картин когда одна композиция разделена на несколько частей - элементов или же это может быть концепция поп арт, например, вот как ок комплект картин с Мэрилин Монро выполненное в разных цветовых решениях. Это одно и тоже изображение выполненное в разных цветовых решениях.
Вообще сделаю небольшое отступление, очень часто у художников происходит такая история: человек начинает рисовать потому что ему это нравится, рисует, наслаждается, вскоре он понимает ,что хотел бы этим зарабатывать, и выставляет картины на продажу, иногда даже начинает мыслить в плоскости продаж: «А что можно нарисовать, что я смогу продать?» Иногда люди рисуют просто от души и выставляет на продажу если они не ждут ничего - «Не продастся ну ладно» хорошо. Но когда цель именно зарабатывать на рисовании, то вариант что не продастся это уже неприемлемо, поэтому приходится думать, а что же рисовать чтобы это продать? Начинаются поиски, начинаются чтение различных блогов различных публикаций на той же Ярмарке Мастеров и художник погружается в пучину различных маркетинговых теорий, он начинает думать о том кто его целевая аудитория, как этой целевой аудитории что-то донести, как сделать так чтобы покупали… И зачастую в этом очень трудно разобраться, но достаточно понимать только, то что человек платит за ценность для себя, за решение своей проблемы. Какая проблема может быть у человека, который ищет картину? об этом наверное уже много где говорилось… Это картина в подарок или для себя в спонтанном порыве… На подарки чаще всего приобретают цветы чуть менее часто пейзажи. Ну и у людей которые покупают картины в подарок как правило ограниченный бюджет. То есть спрос на это есть, но бюджет у этого спроса в среднем тысячи полторы – три, но нам-то мало представляете 10 картин по полторы тысячи продать и заработать всего 15.000, а ведь это может растянуться на год. Совершенно неприемлемый вариант. Согласитесь, что в России средний доход получают около процентов 60 работающих людей и на остальные 40 приходится какой-то процент людей получающих низкие доходы и какой-то процент людей получающих высокие доходы (это цифры абсолютно примерные) соответственно и спрос будет также соответствовать этой тенденции, большинство потенциальных покупателей люди со средним достатком будут иметь бюджет на картину скромный и для них 5000 за картину это дорого, и какой-то небольшой процент из тех кто имеет доходы высокие и очень высокие могут позволить себе купить картину стоимостью от 10.000 руб. и выше. Я просто хочу сказать, что по теории вероятности продажа картины по достойной цене статистически редкое явление в силу этой закономерности и я думаю, если честно, что ярмарка так и живёт, если вы не прославленный художник, у вас не раскрученный аккаунт, вы художник любитель, который пытается заработать на своём творчестве и выставите картину с пятизначной ценой, то у вас её может быть купят, но продажа будет носить случайный характер. Даже если у вас будут все картины по таким ценам, то всё равно это будут редкие продажи, которые нельзя назвать стабильным заработком, потому как даже если в таком магазине будут четырёхзначные цены 2-3 тыс. продаж конечно возможно будет больше, но из-за того что цена в 10 раз ниже, это всё равно не даст нормального заработка. Как серийность здесь поможет: во-первых это решает проблему интерьерного решения, во вторых психологически легче отдать некую сумму денег за комплект картин. Что касается интерьерного решения, например картины часто в гостиной можно увидеть над диваном если вы продаёте одну картину размером 40 на 50 то над диваном этой картины недостаточно. То есть она как элемент интерьера недостаточна, с ней стена останется полупустой. Поэтому будь она хоть какая красивая, удачная, человек не станет на неё тратиться, даже если она ему нравится, потому, что у него есть задача, ему нужно какой-то акцент в интерьер, ему нужно над диваном повесить что-то и он будет искать именно то, что будет достаточным и решит проблему пустоты над диваном. Что это будет? Одна ли картина большого формата либо серия картин тех же самых 40/50, сейчас дело вкуса. Для дуэта картин в интерьер он вряд ли будет покупать две абсолютно разные тематики и соответственно цвета там никак не будут перекликаться, а ему нужно вписать это в интерьер, ему нужно подобрать их, скажем с учётом своей мебели чтобы цвет перекликался с цветами интерьера или с его стилем . Например, в интерьер в стиле Сафари или африканский интерьер подойдёт скажем, картина с изображением негритянки в ярком платке, а если при этом достаточно большое пространство стен, украсить его может ансамбль из нескольких картин, на которых изображены негритянки в разных позах объединенных единым стилистическим и цветовым решением и это будет очень круто. Если создать одну такую картину она может стоить 3,5 тысячи и её ЦА та что в спонтанном порыве, а комплект из 3-х таких картин уже для дорого платёжеспособного сегмента ЦА, которому в принципе доступен такой интерьер, надо сказать, что для таких интерьеров картины покупают в ценовом диапазоне 50 т.р.+ по крайней мере на 25 точно можно рассчитывать.
Так же здесь могут быть такие варианты как одна основная картина и несколько дополняющих меньших форматов это тоже будет решать проблему, что повесить над диваном, например одну её никто не стал бы покупать потому что одна она там не смотрится, но если рядом с справа и слева от неё имеются какие-то дополнения и только из-за этих дополнений она уже будет стоить дороже, как полноценный ансамбль. И основная идея первых двух пунктов интерьерности картин и серийности в том, что большие деньги психологически легче отдать первое за решение проблемы оформления интерьера, второе за комплект картин.
Ещё кстати, когда люди ищут картину для себя, тогда эта картина должна "запасть" человеку, он должен в неё влюбиться, то есть это должно быть что-то потрясающее. А я думаю, что сейчас на человека сложно произвести впечатление, сейчас люди уже столько всего видели, что уже очень трудно удивить их, впечатлить и поразить. От чего сейчас довольно трудно продать классические сюжеты в классической манере, их много они похожи, предложение многократно превышает спрос, поэтому шанс на продажу достаточно мал.
Третий пункт в списке «Что поможет художнику поднять свой ценник» это индивидуальность, свой стиль, узнаваемость, уникальность, а порой и целая концепция. То есть здесь речь о том, чтобы найти какое-то свое направление, то чего еще нет, развить это и подать. У некоторых художников это получается само собой. То есть у них чтобы они не рисовали, когда смотришь на картину и сразу узнаёшь чьей кисти принадлежит эта картина.
Узнаваемость на макроуровне проявляется в возникновении каких то абсолютно до этого не существующих концепций в визуальном искусстве. Когда художник открывал какое-то абсолютно новое направление Когда-то появилась инсталляция как арт объект.
Например, Лучо Фонтана, который разрезал свои холсты. Возможно, Вы видели его произведения разрезанные холсты. Концептуально это олицетворяло выход за границы плоскости и соединяло скульптуру и живопись. Кто-то писал картины из кружочков, кто-то писал кровью…
Но в качестве примеров узнаваемости и уникальности в рамках изобразительного искусства можно привести в пример таких художников как Виктор Низовцев узнаваем благодаря своим русалкам, необычайно богатой сияющей фактуре чешуи и нежным образам, увидев которые ,мы сразу узнаём этого художника.
Леонид Баранов (цены порядка 300 т.р. за картину) известный серией картин со сценками деревенской жизни стариков.
Евгения Гапчинская и её милашные большеголовые мультяшные персонажи, тоже узнаваемый художник. Сейчас многие копируют её работы и в том числе я неоднократно встречала это на Ярмарке, но увидев их сразу понимаешь что это Гапчинская.
Следующей четвёртый пункт который позволит художнику повысить ценник это качественные материалы, качественные холсты. Не для всех при выборе этот пункт будет решающим, но он обязательно сработает позже, когда покупатель получит картину, он обязательно оценит качество холста и это способно произвести положительное впечатление, это повысит его уверенность покупателя в своем выборе, и возможно захочет вас кому-нибудь порекомендовать. Холст это то на чём нельзя экономить, если вы хотите поставить высокую планку цен.
Пятый пункт который позволит повысить стоимость ваших картин, он уже многим известен, и это раскрутка имени то есть, чем вы известнее , тем выше потенциал покупки, чем больше желающих, тем выше спрос и тем выше цену Вы можете запросить . Популяризовать себя можно через ведение соц сетей, через какие-то акции, конкурсы, участие в выставках, через публикации в журналах об искусстве, это делается путем заказа статей в журналах об искусстве. Конечно это не для новичков, для этого должен быть уже какой-то запас работ, какой-то свой оформившееся стиль, какая-то уникальная история может быть и какая то своя особенность.
Все вышеперечисленное относиться к внутри российским продажам. Это набор актуальный для России. Увеличить стоимость картин можно перейдя на международный уровень, продавая через Этси, Saachi Art или какую нибудь другую онлайн галерею, просто за счёт того, что в мире иной уровень цен на картины. Однако, стоит учитывать, что в этом случае, в зависимости от торговой площадки, может потребоваться справка о культурной ценности, заполнение неких налоговых форм, соблюдение требований по упаковке и доставке и т.д.
Видеоформат статьи