Известный традиционный китайский чай пуэр, производимый исключительно в районе Юньнань на юго-западе Китая путем микробной ферментации свежих листьев Camellia sinensis, обладает множеством полезных эффектов, включая ослабление или реверсию гиперхолестеринемии, гиперлипидемии, ожирения, стеатогепатита и гипергликемии.
Анти-гиперлипидемические эффекты были задокументированы многочисленными исследованиями, в которых потребление чая пуэр уменьшало массу тела, уровень общего холестерина (ОХ) в сыворотке и печени, общий триглицерид (ТГ) и липопротеин-холестерин низкой плотности (ЛПНП-Х) у крыс, мышей и людей.
Однако большинство этих исследований носили наблюдательный характер, и основные механизмы, лежащие в их основе, не были определены.
Сравнительные исследования на грызунах, которых лечили чаем пуэр, зеленым и черным чаем, предоставили подтверждающие доказательства того, что полностью ферментированный чай пуэр более эффективен в отношении гиполипидемических и гипохолестеринемических эффектов по сравнению с другими частично ферментированными и неферментированными чаями. Поэтому ученые предположили, что определенные компоненты, образовавшиеся в уникальном процессе ферментации чая пуэр, вызвали наблюдаемые более сильные биологические эффекты.
Широко исследованы различия в активных соединениях зеленого, черного и чая пуэр.
Предыдущее исследование, показало, что характерными компонентами различных видов чая были теафлавин и теанин в зеленом чае, теарубигин и теафлавиновая кислота в черном чае, теабраунин и галловая кислота в чае пуэр.
В процессе ферментации катехины и их галлатные производные окисляются до сложных фенольных пигментов чая, включая теафлавины (TF), теарубигины (TR) и теаброунины (TB).
Теафлавины подвергаются дальнейшему окислению для образования более полимеризованных теарубигинов, которые затем конденсируются до теаброунинов. Таким образом, катехины, TF и TR уменьшаются в концентрации, в то время как TB значительно увеличивается в процессе ферментации чая пуэр, что указывает на то, что теабраунин является характерным компонентом этого чая и, следовательно, может быть биоактивным веществом, ответственным за его гипохолестеринемическое и гиполипидемическое действие.
Желчные кислоты (BAs) являются доминирующими последующими продуктами катаболизма холестерина, и поэтому выработка и выделение BAs имеет решающее значение для поддержания гомеостаза холестерина.
Фарнезоид Х-рецептор (FXR) - это рецептор, активируемый BAs, который регулирует гомеостаз BAs, липидов и глюкозы. После активации кишечного FXR вырабатывается гормон, фактор роста фибробласта 15 (FGF15), который затем выделяется в воротную вену и циркулирует в печени, где связывается с рецептором фактора роста фибробласта 4 (FGFR4).
Комплекс FGF15-FGFR4 инициирует сигнальный каскад, в результате чего ингибируется биосинтез BAs в печени из холестерина. Появившиеся данные свидетельствуют о том, что ингибирование желчного FXR-FGF15 индуцировало благоприятное воздействие, которое может привести к улучшению жировой болезни печени (NAFLD), ожирения и инсулиновой устойчивости.
Кроме того, сообщалось, что Т-βMCA, один из основных BAs, вырабатываемых только мышами, является естественным антагонистом FXR.
Установлено, что микробиота кишечника играет важную роль в регулировании энтерогепатического метаболизма BAs благодаря своей способности к биотрансформации BAs в формы, оказывающие сильное регулирующее воздействие на сигнальные рецепторы BAs.
Первичные BAs синтезируются из холестерина в печени, конъюгируются с глицином или таурином и затем метаболизируются микробиотой кишечника во вторичные BAs, проходя серию процессов деконъюгации, дегидрогенизации, дегидроксилирования и изомеризации.
BAs могут изменить состав микробиоты кишечника за счет прямой модуляции чувствительных к желчи и метаболизирующих бактерий желчи, а также за счет FXR-опосредованной транскрипции антибиотиков (например, iNOS и IL-18), воздействующих на микробиоту кишечника через иммунную систему.
Взаимодействие микробиоты кишечника и BAs играет ключевую роль в регулировании сбора энергии, липидного обмена, а также холестерина и гомеостаза BAs.
В данном исследовании ученые обнаружили, что теабраунин из чая пуэр подавляет активность микробов, связанных с гидролазой желчной соли (BSH), и активность BSH. Снижение активности BSH приводит к увеличению конъюгированных BAs в желудочно-кишечном тракте, что дополнительно ингибирует кишечный сигнальный путь FXR-FGF15/19 для повышения выработки BAs в печени.
При регуляции синтеза BAs теаброунином ингибируется сигнализация кишечника FXR-FGF15/19 при активации сигнала FXR-SHP печени, что приводит к увеличению экспрессии ферментов в альтернативном синтетическом пути BAs, повышению выработки BAs печени и фекалии и, в конечном итоге, снижению уровня холестерина.
Результаты данного исследования показывают наличие механической связи между теабраунином, характерным компонентом чая пуэр, и изменениями в составе микробиоты кишечника, сигнализации FXR и синтеза BAs в модуляции уровня холестерина в сыворотке крови и печени.