98 подписчиков

Старообрядцы: откуда произошел раскол в русском православии?

3,5K прочитали

Никон - доверенный царь

Инициатором реформ в Русской православной церкви был упомянутый выше Никон, занимавший должность Патриарха Московского в 1652–1666 годах. Этот чрезвычайно амбициозный и талантливый священник за относительно короткое время сумел сделать потрясающую карьеру в церковной иерархии, закончив ее неожиданным крахом. Никон (светское имя: Никита Минов) происходил из крестьянской семьи из Нижнего Новгорода. Он был женат как священник и первоначально служил в небольшом сельском приходе. Все изменилось в 1639 году, когда жена Миновы и трое детей погибли во время эпидемии холеры. Священник решил присоединиться к монастырю Святой Троицы на острове Анзерс, но он покинул общину относительно быстро из-за конфликта с настоятелем. Он переехал в Богоявленский монастырь Кожезьера под Архангельском, где принял имя Никон.

Патриарх Никон источник https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwicpKOTmYjmAhUix4sKHYCSCuQQjB16BAgBEAM&url=https%3A%2F%2Flenta.ru%2Farticles%2F2016%2F01%2F24%2Fchurch%2F&psig=AOvVaw3NBwcfQX23P2KsJOsKYw5t&ust=1574868656502897
Патриарх Никон источник https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwicpKOTmYjmAhUix4sKHYCSCuQQjB16BAgBEAM&url=https%3A%2F%2Flenta.ru%2Farticles%2F2016%2F01%2F24%2Fchurch%2F&psig=AOvVaw3NBwcfQX23P2KsJOsKYw5t&ust=1574868656502897

Благодаря организационным навыкам в 1642 году Никон был избран настоятелем монастыря, а затем несколько раз приезжал в Москву. Амбициозный и талантливый настоятель был замечен и оценен царем Алексеем Михайловичем, который сначала доверил ему должность настоятеля Новоспасского монастыря, а затем и митрополита Новгородского. Со временем он стал одним из самых доверенных советников царя. После смерти патриарха Юзефа Никон стал своего рода естественным кандидатом на вакантную должность патриарха и в 1652 году окончательно возглавил Русскую православную церковь.

Начало реформ

Придя к власти, Никон начал реформировать церковь практически сразу. Будучи митрополитом Новгородским, он стал известен как противник западных влияний и сторонник древнерусской традиции, запрещал людям носить немецкую и английскую одежду. Таким образом он стремился отделить иностранцев, проживающих в Московском государстве, от православного русского населения. Учитывая вышеупомянутые факторы, неудивительно, что основной целью никейских реформ с самого начала было возвращение к истинному, чистому православию без «вредного» католического и протестантского влияния. Как патриарх, он публично разбил несколько икон, которые он считал слишком "западными" по стилю.

Чтобы достичь этой цели, Никон решил пройти долгий путь в прошлое, вернувшись к византийским традициям. Иерарх создал специальную комиссию, целью которой было убрать из богослужебных книг ошибки, которые возникали на протяжении веков переписывания книг. Члены комиссии установили тесное сотрудничество со знаменитым монастырем на Афоне и, основываясь на импортированных оттуда книгах, они изменили написание имени "Иисус". С тех пор это должно было быть написано двумя "и", а не одним. В то же время, изучая византийские источники, Никон также решил ввести ритуальные изменения, которые должны были приблизить русскую литургию к греческой.

Никон представляет проект своей реформы источник https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwj5squEm4jmAhXOlIsKHUjaAf8QjB16BAgBEAM&url=https%3A%2F%2Faif.ru%2Fsociety%2Fopinion%2Fcerkovnyy_raskol_dela_duhovnye_dela_mirskie&psig=AOvVaw3HBxhy4K5basGHs5VOQimM&ust=1574868807272521
Никон представляет проект своей реформы источник https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwj5squEm4jmAhXOlIsKHUjaAf8QjB16BAgBEAM&url=https%3A%2F%2Faif.ru%2Fsociety%2Fopinion%2Fcerkovnyy_raskol_dela_duhovnye_dela_mirskie&psig=AOvVaw3HBxhy4K5basGHs5VOQimM&ust=1574868807272521

На первый взгляд, изменения казались относительно небольшими - наиболее серьезной из них была замена знака с двумя пальцами на кресте «тремя пальцами», трехкратное пение «Аллилуйя» вместо двух и изменение направления церковных процессий. Тем не менее, они встретили большое сопротивление со стороны духовенства и верующих, что привело к трагическому расколу. На Московском Соборе в 1666 году сторонники знака «двумя пальцами» крещения были признаны еретиками и официально отделены от Церкви - три шестерки в дате были истолкованы старообрядцами как знак антихриста.

Старообрядцы: для чего все это?

Старообрядческое движение отнюдь не было, как часто признаются даже в научной литературе, выражением местничества и мрака некоторых русских верующих, чьи ритуалы были приняты за догмы. Фактически, спор между реформаторами и сторонниками "старой веры" был не спором о знаке креста двумя или тремя пальцами или о пении "Аллилуйя" два или три раза, а об основных источниках русского православия и русской культуры.

И «Никонийцы», и старообрядцы были очень консервативны и по-своему стремились вернуться к «истинной и чистой православной вере», с той лишь разницей, что Никон видел истоки этого чистого православия в Византии, а старообрядцы - в культуре Москвы XVI века. , Патриарх хотел, чтобы Москва стала настоящим «третьим Римом» и - согласно теории, сформулированной в начале XVI века псковским монахом Филотеем, - наследником традиций собственно Рима и «второго Рима» (Константинополя). Старообрядцы воспринимали «византийскую» культуру как неортодоксальную и «подозрительную», потому что в 17 веке хорошо помнили, что византийский император Палеолог Яна VIII оказался «предателем православия», одобрив в 1439 году акт так называемого Флорентийскийского союза православной церкви и католической церкви.

Первые мученики "старой веры"

Вскоре после того, как старообрядцы были признаны еретиками, началось их систематическое преследование во главе с православной церковью и органами государственной власти. Конфликт между Никоном и царем Алексеем Михайловичем в 1666 году никоим образом не перечеркнули литургические реформы, которые продолжались даже несмотря на отсутствие их инициатора.

Первым мучеником «старой веры» был протопоп Аввакум Петров, который из-за своих резких высказываний самому царю был заключен в тюрьму на несколько лет в землянке в Пустозерске, где он написал свою автобиографию, (первая автобиография в русской литературе), и, несмотря на то, что он был под охраной, он постоянно отправлял письма своим сторонникам. Аввакум был сожжен на костре в 1681 году, и после его смерти староверы стали считать его святым. Боярина Феодосия Морозова стала следующей «мученицей», которая за отказ от участия в свадебной церемонии царя Алексея Михайловича в 1673 году вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой была впервые заключена в монастырь. Десятилетняя осада царской армией Соловецкого монастыря, монахи которой решительно отказались принять «никонские» реформы, вошла в историю.

старообрядческая церковь XVII века в Ивановской области источник https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjqjqbyl4jmAhXp-SoKHVaODOwQjB16BAgBEAM&url=https%3A%2F%2Fpravoslavie.fm%2Fnovosti%2Fsgorela-derevyannaya-staroobryadcheskaya%2F&psig=AOvVaw11Ejc5C4E-9GaUe_nLIXr2&ust=1574868323829355
старообрядческая церковь XVII века в Ивановской области источник https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjqjqbyl4jmAhXp-SoKHVaODOwQjB16BAgBEAM&url=https%3A%2F%2Fpravoslavie.fm%2Fnovosti%2Fsgorela-derevyannaya-staroobryadcheskaya%2F&psig=AOvVaw11Ejc5C4E-9GaUe_nLIXr2&ust=1574868323829355

Старообрядцы бежали от преследования в труднодоступные регионы страны - в Сибирь, в леса под Нижним Новгородом или в Ливонию, а также за границу - отдельные старообрядческие общины сейчас действуют даже в Бразилии и Уганде. Опасаясь царской армии, самые фанатичные старообрядцы даже предприняли самосожжение. Старообрядческое движение быстро перестало быть однородным - возникли два основных направления: «пописты», которые рукоположили своих собственных священников, и «благословители», которые полагали, что, поскольку престол патриарха был взят антихристом-Никоном, никакие новые священники не могли быть рукоположены. Они, в свою очередь, были далее разделены на более мелкие и все более противоречивые группы.

Старообрядцы в последующие века

Преследование старообрядцев в России усилилось во времена правления Петра I (1682–1725), а в последующие десятилетия попеременно усиливалось или ослаблялось. Царица Елизавета I (1741–1762) была сильным противником старообрядцев, а Екатерина II (1762–1796) и Александр I (1801–1825) были относительно терпимы к последователям «старой веры». В конце восемнадцатого века была предпринята попытка воссоединения старообрядцев с Русской православной церковью, в результате чего появилась так называемая Одноконфессиональная церковь, которая поддерживает свои прежние ритуалы. Однако большинство старообрядцев оставались враждебными к ней. Равных прав старообрядцев с православными не было до волны революции 1905 года.