Кукла – это уменьшенная копия человека. Эти маленькие фигурки – не только для развлечения, они помогают детям адаптироваться в окружающем мире.
Каждая кукла несёт в себе информацию об определённом образе жизни. Играя с куклой, ребёнок учится очень многому, осваивает умения и роли, необходимые для выживания.
В последние годы всё больше знаменитых психологов по всему миру отмечают, что игра так же важна для счастья и здоровья человека, как любовь и работа (Schaefer, 1993).
Сейчас существует область психологии – игротерапия, которая использует игру для помощи взрослым и детям. Хотя часто дети подсознательно сами используют терапевтические возможности игры.
Специалисты, среди них Доктор Лаура Хатчисон*, выделяют 10 главных умений, которым дети учатся во время игры в куклы.
1. Построение взаимоотношений
Игра в куклы помогает детям развить воспитательные функции и научиться заботиться о других. Позволяет ребёнку притворяться разными персонажами и походить в сапогах других людей. Во время игры дети активно экспериментируют с социальными и эмоциональными ролями.
2. Выражение свои эмоции
В игре с помощью кукол дети могут научиться выражать свои чувства подходящими способами. Кукла со спокойным выражением лица не оказывает психологического давление на ребёнка и позволяет ему перенести на неё любые свои эмоции (веселье, страх, грусть, желание).
3. Улучшение языковых навыков
Играя в куклы, дети учатся общаться с другими людьми.
4. Репетиция жизненных ситуаций
Дети используют кукол в ролевой игре, чтобы «прожить» новую ситуацию, например визит к врачу или в школу. Обыгрывая эти случаи, дети понимают их лучше и успокаиваются.
5. Развитие мелкой моторики
Переодевая куклу, застёгивая её маленькие пуговки, молнии и липучки, а также двигая её, ребёнок развивает руки и улучшает работу рук.
6. Обучение заботе о себе
Дети кормят кукол, водят их в туалет, моют и таким образом учатся и практикуются в том, как им надо заботиться о себе, становятся более самостоятельными.
Только куклы с гармоничными пропорциями, приближенными к человеческим, помогут ребёнку принять своё тело.
7. Развивается воображение
Во время игры в куклы может случиться всё что угодно! Игра с куклами стимулирует в детях активное творческое начало. Играя, ребёнок создаёт свой собственный мир.
8. Учатся дружить
Как правило, дети находят свою единственную любимую куклу и привязываются к ней. Эта дружба помогает ребёнку чувствовать себя более безопасно, менее одиноко, более вовлечённо и способствует большему раскрепощению при освоении нового.
9. Понимание жизненных ситуаций
Во время игры с куклами дети реконструируют произошедшие события их жизни и таким образом глубже их понимают, расширяя свой взгляд.
10. Пробуждение органов чувств
Игра в куклы задействует все органы чувств детей. Дети прикасаются к куклам, видят их, слышат (например, поющих кукол), чувствуют их запах. И все эти органы чувств получают приятный отклик.
Дети могут идентифицировать себя с куклами. Те становятся своеобразными проводниками, которые формируют эстетический вкус и влияют на психическое состояние ребёнка. Поэтому особенно важно, чтобы кукла питала только положительные чувства: улыбку, счастье, нежность, желание заботиться о других.
Нам очень хочется, чтобы родители перед покупкой куклы более тщательно взвешивали вред и пользу, которую она может принести ребёнку. И не поддавались рекламе или моде, ведь слишком многое закладывается в детстве, чтобы легко к этому относиться.
Желаем, чтобы как можно больше деток получали позитивные убеждения в детстве.
*Доктор Лаура Хатчисон - лицензированный психотерапевт игровой терапии, защитила докторскую степень в Центре исследований человека (Детройт, США) и дополнительные курсы Института игровой психотерапии (США). С 1999 года д-р Хатчисон является практикующим игровым психотерапевтом.