Найти в Дзене
Science & Future

За 30 лет до Чернобыля. Катастрофа, о которой все забыли

Каждый знает об аварии на Чернобыльской АЭС, но эта авария была не единственной в СССР, а главное, не первой. Про химкомбинат «Маяк» (Кыштымская авария) практически никто и не слышал, а катастрофа произошла на 29 лет раньше Чернобыльской. В США специально для производства оружейного плутония (плутоний-239) создали первый в мире реактор ещё в 1943 году. Там и получили сырьё для «Толстяка», бомбы, сброшенной на Нагасаки. По личному приказу Сталина курировать создание советской атомной бомбы, в качестве ответной меры, конечно, было поручено Берии. 9 ноября 1945 года под Челябинском был заложен посёлок под кодовым названием «База-10» (позже «Челябинск-40», а ныне – Озёрск) на 5 000 человек для строительства и обслуживания «Маяка», где и создали первый в СССР уран-графитовый промышленный реактор «А-1» («Аннушка»). Уже 19 июня 1948 года на предприятии был запущен первый на континенте реактор по производству оружейного плутония. Сама по себе история строительства заслуживает отдельной публика

Каждый знает об аварии на Чернобыльской АЭС, но эта авария была не единственной в СССР, а главное, не первой. Про химкомбинат «Маяк» (Кыштымская авария) практически никто и не слышал, а катастрофа произошла на 29 лет раньше Чернобыльской. В США специально для производства оружейного плутония (плутоний-239) создали первый в мире реактор ещё в 1943 году. Там и получили сырьё для «Толстяка», бомбы, сброшенной на Нагасаки. По личному приказу Сталина курировать создание советской атомной бомбы, в качестве ответной меры, конечно, было поручено Берии. 9 ноября 1945 года под Челябинском был заложен посёлок под кодовым названием «База-10» (позже «Челябинск-40», а ныне – Озёрск) на 5 000 человек для строительства и обслуживания «Маяка», где и создали первый в СССР уран-графитовый промышленный реактор «А-1» («Аннушка»). Уже 19 июня 1948 года на предприятии был запущен первый на континенте реактор по производству оружейного плутония. Сама по себе история строительства заслуживает отдельной публикации, а сейчас об аварии.

Первая проблема заключалась в том, что абсолютно никого не заботил вопрос хранения и утилизации отходов, поэтому их просто сбрасывали в реку Течу, пока в ней на вымерла практически вся фауна. Тут было принято «гениальное» решение – сбрасывать отходы в озеро Карачай, так как оно не сообщалось ни с какими другими водоёмами и реками. За максимально короткий срок в озеро сбросили порядка 150 млн. кюри радиации (это эквивалентно примерно половине выбросов от аварии на Чернобыльской АЭС). Само собой, озеро просто высохло, а радиация оказалась на открытом воздухе. Засыпать высохший водоём начали лишь в 1986 году, а закончили консервацию только в 2015-ом. Сегодня территория является полигоном для хранения радиоактивных отходов.

-2

В 1953 же были созданы подземные бетонные хранилища с метровыми стенами. Закопаны они были на глубину порядка 8-10-ти метров. Рабочие называли эти хранилища банками. Отходы были очень радиоактивными и горячими, из-за чего была необходима система охлаждения «банок». Подобная система стоит очень дорого, а главное, нуждается в непрерывном обслуживании. Рабочие были заняты объёмами выработки, требуемыми партией, а до отходов никому не было дела.

-3

29 сентября 1957 года такое халатное отношение дало о себе знать. В 16:00 прогремел взрыв, из-за того, что система охлаждения дала сбой и отходы перегрелись. Есть буквально пара моментов, которые сократили масштабы катастрофы. Во-первых, из трёхсот кубометров на тот момент лишь 80 были высохшими высокорадиоактивными отходами. Во-вторых, благодаря первому факту, природа взрыва была тепловой, а не ядерной. Да и жертв непосредственно от взрыва удалось избежать, так как на дворе был воскресный день.

-4

В атмосферу, тем не менее, попали 20 млн. кюри радиации, что примерно в 18 раз меньше объёмов, выброшенных в результате Чернобыльской АЭС. Но при этом следует учитывать, что в Чернобыльской аварии основную массу радионуклидов составил короткоживущий йод-131 с периодом полураспада 8 дней, в то время как на Урале – долгоживущие стронций-90 (период полураспада 28,8 лет) и цезий-137 (период полураспада 30,2 года), способные аккумулироваться в костях. Жителям окрестных поселений ничего не сообщали 6 дней, спустя которые началась эвакуация. Через неделю в местной газете написали о полярном сиянии, которое, как понятно сейчас, было светящимся облаком радиоактивной пыли. Этим облаком накрыло поселения общей численностью порядка 270 тысяч человек, эвакуировано из которых было не более 20-ти.

-5

Ликвидаторов, как полагается, сгоняли со всей страны. Официально Озёрск не пострадал, а все смерти списывались на обычные заболевания. При этом была создана зона под названием «Восточно-Уральский радиоактивный след» (ВУРС), длиной прядка 300 км и шириной около 8-10-ти. Жителям этих территорий запрещали заниматься на них сельским хозяйством и охотой, но официально оставили пригодными для жизни. До сих пор основной причиной смертности на этих территориях является онкология. Факт аварии был признан СССР лишь в 1989 году, хотя уже с 1958 года в различных иностранных изданиях появлялись крохи информации, что, само собой, породило огромное количество конспирологических теорий. Чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на канал, а также канал в Telegram и уютный чатик для дискуссий на научные темы. Делитесь ссылкой на канал с друзьями. Спасибо, что читаете.