Найти тему
Эффект Бабочки

55. Камо грядеши?

Фотографии из личного архива и свободного доступа.

Пребывание в МОДе оставило в памяти Тушки сильные, хотя и противоречивые впечатления. Информационный поток, обрушившийся на общество, в первую очередь касался обществоведов. Профессиональная жизнь историков бурлила гейзером.

Но в итоге она до сих пор уверена, что не зря попала в эту атмосферу в возрасте Иисуса Христа, когда через страдания и испытания человек начинает понимать смысл и цель своего существования в бренном мире.

Не случайно этот возраст считается переходом к зрелости. - Твой путь уже определен, и именно в этот период, как правило, происходит переоценка жизненных ценностей и принципов. Для Тушки то время было осмыслением ее существования, полноценным анализом всех достижений и ошибок.

Юношеский максимализм окончательно ушел в прошлое, переход в зрелость осуществлялся с определенным жизненным багажом.С обретением мудрости меняется жизнь. Переступив порог четвертого десятилетия, следует настроить себя на то, что молодость ума зависит не от лет, а от собственного восприятия жизни.*
Вид на парк  по переулку Дружному.
Вид на парк по переулку Дружному.

Для одного возраст Христа — это время совершенства, когда достигнута определенная вершина, совершена глубокая работа над ошибками . Для другого - это возраст познания определенной мудрости.

Для Тушки, судя по результатам ее учебной нагрузки, наступил возраст публичных проповедей и обучения других, когда общество volens-nolens стало принимать ее наставления.

Всеобщий подъем общественной и духовной жизни, «единение» власти и общества сочетались с официальной идеологией страны. Кульминацией развития гласности стал январский (1987) Пленум ЦК КПСС.
Было разрешено говорить о трудностях жизни. Центральной темой на страницах журналов, газет, на телевидении стало историческое прошлое страны. Нехватку исторической литературы советские издательства пытались удовлетворить изданием дореволюционных историков
К весне 1987 г. интеллигенция раскололась на сторонников и противников дальнейших реформ.
Феномен ситуации состоял в том, что гласность, имея значение для демократизации всех сфер жизни советского общества, особенно остро воспринималась в сфере осмысления того исторического пути, который проделало советское общество в XX столетии.
Началось переосмысление истории социалистического государства.
Дорога  к МОДу по Воинов - Интернационалистов.
Дорога к МОДу по Воинов - Интернационалистов.

Следующим направлением стала перестройка высшей и средней специальной школы. Ее главная цель определялась как интеграция образования, производства и науки.

Реформа предполагала совершенствование учебного процесса, большую его гибкость, чтобы подготовка кадров соответствовала запросам предприятий.
Срочно разрабатывались меры по повышению профессионального уровня научно-педагогических кадров, активизации общественно-политической практики студентов.
Во главу угла ставилась государственная задача - сочетание коммунистического воспитания молодежи с повышением качества образования.
ГДК в новогоднем наряде.
ГДК в новогоднем наряде.

Обществоведы в первую очередь должны были прививать студентам высокие нравственные качества, любовь к Родине и готовность к ее защите. Этим целям должно служить совершенствование всех форм и методов учебного процесса.

Для более эффективного результата было необходимо широко применять активные формы и методы преподавания, технические средства обучения.

Администрация МОДа начала срочный ремонт и переоборудования кабинетов. Тушка вместе со своими студентами провела преобразования в своей аудитории.

По списку в группе товароведов, в которой у нее было классное руководство, числилось 28 девушек и 3 юношей. Слава Богу, мальчишки были с золотыми руками и умели делать все!

Демонстрационная доска стала подниматься, за ней был встроен экран, на который из лаборантской диапроектор показывал слайды и фильмы. Обновили стенды и таблицы. Выписали новые карты по истории. Отремонтировали столы.

Преподавательский состав техникума обязали обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук. Все стали срочно готовить поурочные планы на новых бланках, полученных от методистов.

-Все как всегда: улучшение идейно-политического, нравственного воспитания, эстетического развития; усовершенствование учебных планов и программ, методов обучения и воспитания; устранение перегрузки студентов - за все отвечает историк.

В случае чего, помимо администрации и партийно-профсоюзных боссов, есть Горком КПСС, который то и дело проводит воспитательные беседы с обществоведами два раза в месяц.

Весь 1988 г. проходил под знаком переосмысления советского прошлого. Гласность содействовала изменению представлений об историческом прошлом, выведя его на одно из первых мест в деле нравственного возрождения советских людей.

Летом состоялась XIX Всесоюзная конференция КПСС, утвердившая гласность и ее расширение условием выражения демократической сущности социалистического строя.

Был взят курс на приобщение личности через гласность ко всем делам общества, государства, коллектива.

В ней видели гарантию против деформаций социализма на основе всенародного контроля за деятельностью всех социальных институтов, органов власти и управления.

На деле это обернулось очередным увеличением разного рода проверок и педсоветов, выматывавших здоровье преподавателей и сотрудников, партком и администрация взяли персонал под особый контроль и использовали гласность для ужесточения дисциплинарных мер.

В августе - декабре 1988 г. началась реформа образования. Государственный комитет по народному образованию по поручению ЦК КПСС приступил к разработке концепции общего среднего образования.

Перестройка средней и высшей школы должна была устранить все, что мешало обновлению и развитию системы образования. Разрабатывались проекты по техническому переоснащению всех учебных заведений.

Проведение перестройки в образовании в конце 80-х гг. затормозилось из-за общего застоя в государственно-экономическом преобразовании Российской Федерации.

Лишь в середине 1990 г. была опубликована «Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования», одобренная коллегией Госкомитета СССР.
Предусматривалась подготовка специалистов, воспитанных на основе марксистско-ленинского учения.
Преподаватели должны были осуществлять идейно-политическое воспитание студентов активными строителями коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами.**

Из всего, что было понаписано в проектах, самым полезным для Тушки было решение о повышении квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений.

Новый учебный год для нее начался с 4-х месячных курсов повышения квалификации в Новосибирском ведущем вузе, где вновь собрались обществоведы из вузов и техникумов со всех концов СССР.

Панорама 3-х  корпусов НЭТИ  из 8
Панорама 3-х корпусов НЭТИ из 8

Там им объяснили все новшества реформ образования. И ни у кого не осталось иллюзий о декларируемой свободе творчества.

Уровень самостоятельности преподавательского состава в сфере научной и учебной работы был сведен к минимуму.

В этом корпусе были  курсы повышения квалификации
В этом корпусе были курсы повышения квалификации

Учебная работа в должна была осуществляться согласно учебным планам и программам. Учебные планы, а также типовые программы и количество часов по дисциплинам утверждались на министерском уровне.

В такой унифицированной системе, конечно, не могло быть места для права преподавателя читать дополнительные курсы по собственному желанию.

Главный корпус НЭТИ
Главный корпус НЭТИ

Но главное было достигнуто: под воздействием гласности произошли изменения в повседневной жизни и в сознании советских людей.

Мимо Бийска  не проедешь, если  едешь  в Горный Алтай.
Мимо Бийска не проедешь, если едешь в Горный Алтай.

Тушку эти изменения привели к новому витку неожиданных событий в ее карьере и личной жизни. - Душа продолжала испытывать Тушку на прочность.

*http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/vozrast-hrista.html

**https://pandia.ru/text/77/312/33664.php

____________________________________________________________________________

С вами была Надежда и мой канал Эффект Бабочки.

Подписывайтесь!

Ссылки на мои предыдущие публикации:

51. Классная Дама и мы

40. Как объективная реальность сельской жизни развеяла последние иллюзии

31/1. Как меня Дзен накрыл

____________________________________________________________

Продолжение в моем блоге

Полный список статей Вы можете посмотреть в моем блоге:

Подписывайтесь на канал «Эффект Бабочки» и делитесь своими мыслями в комментариях и в социальных сетях.

За помощь в продвижении моего канала в социальных сетях буду всем вам очень признательна!

Если статья вам понравилась, буду благодарна за лайк ☺

1 из 1лайк
1 из 1лайк