Обычно считается, что взаимодействие между экономикой и политикой в развивающихся странах является дисфункциональным.
Почему это кажется такой стабильной ситуацией? С начала 1990-х годов многие экономисты обращались к этому вопросу с новыми призывами к более тщательному подходу к изучению роли государств и институтов в рыночной экономике.
Переходный период в Восточной Европе и опыт высоких темпов роста и кризисов в странах с формирующейся рыночной экономикой сыграли ключевую роль в возобновлении этих дискуссий.
Тем не менее, эта область омрачена серьезными исследовательскими недостатками, наиболее заметным из которых является сложность учета действий государства и роли правового режима в развитии динамичной экономики.
Роль государства как строителя и хранителя экономической инфраструктуры широко признается большинством экономистов. В то же время переход от государства, управляемого рентоориентированной элитой, к организации, обеспечивающей основу для эффективной рыночной экономики, остается загадкой.
Как показывают дебаты вокруг понятий «законное происхождение» и «правовая трансценденция», механизмы, с помощью которых некоторые правовые принципы будут способствовать росту, и процесс, с помощью которого они могут быть реализованы, являются открытыми вопросами.
Процесс развития правового государства
Развитие обусловлено параллельным и взаимодействующим развитием правового государства, центральными чертами которого являются формализация и иерархизация норм в рамках последовательной структуры, и государственной бюрократии, которая характеризуется независимостью и техническими возможностями.
Вместе они гарантируют надежность и эволюционность социального пакта, а также реализацию институциональной основы, благоприятствующей разделению труда, коллективным действиям и инновациям.
Паскаль заметил, что «справедливость без силы бессильна; сила без справедливости тиранична».
Правовая формализация является ключом к экономической и политической интеграции:
- правовые нормы необходимы для обеспечения легитимности и контроля за принудительной способностью государства;
- квалифицированная и нейтральная бюрократия необходима для обеспечения доступа к общественным благам и превращения «де-юре» предоставленных гражданам прав в «де-факто» права, которые могут быть противопоставлены другим.
Вместо того чтобы рассматривать права как некогда установленные (в условиях, зачастую уникальных) или являющиеся следствием внешней динамики, мы рассматриваем права—как политические, так и экономические—как продукт продолжающегося переговорного процесса.
Права обсуждаются, оспариваются, поддерживаются и, возможно, пересматриваются неравными (хотя и целенаправленными) агентами, которые взаимодействуют со своими правителями.
В частности, вертикальное делегирование полномочий отдельными лицами политическим правителям. Эта делегация стремится предоставить правителю (правителям) возможность установить как основные права личности, так и основные правила социального обмена в данном обществе.
Проблема правителей состоит в том, что, обладая значительной властью, они могут ограничивать личные и имущественные права своих подданных.
Особенности либерального правления
При либеральном правлении управляемые могут установить сильные гарантии. Признание расширенных и равных основных прав для всех, в сочетании с балансом сил в организации отношений между органами власти - связывает правителей с правительством.
Чтобы сохранить свое лидерское положение, правители должны угождать управляемым, эффективно обеспечивая их необходимыми общественными благами.
Однако в отсутствие сильных гарантий правители, вероятно, будут торговаться с различными социальными группами, чтобы гарантировать им определенные (и, следовательно, неравные) права. Результатом является устойчивая коалиция, в которой различные индивиды и группы получают ренту.
В этом контексте, который в наших рамках определяется как деспотическая Конституция, управляемые не способны достоверно уравновесить власть тех, кто пользуется конституционным делегированием. В ответ управляемые обычно предоставляют делегацию нескольким правителям, отвечающим за различные аспекты коллективной координации - обычно местным общинам, профессиональным гильдиям или военачальникам.
Этот способ оспаривания власти правителей позволяет населению ограничить захват, но он также приводит к неэффективности коллективной координации и предоставления общественных благ.
- Во-первых, власти вряд ли будут действовать в широком масштабе.
- Во-вторых, конкуренция между правителями может препятствовать их способности обеспечивать порядок и даже может привести к конфликту (возможно, насильственному).
Исходя из этого, можно сказать, что существует внутренняя динамика конституционализационных процессов, в результате которой граждане, которым в определенный исторический момент, возможно, были предоставлены неравные основные права, призывают к расширению и уравнению своих прав, что в свою очередь приводит к возникновению либеральных порядков, характеризующихся сильным равенством прав.
Это способствует развитию конкуренции, способствует инновациям и стимулирует участие в коллективных действиях, тем самым способствуя экономическому и гражданскому развитию.
Основной движущей силой этой эволюции является "призыв" управляемых к корректировке существующего конституционного устройства, с тем, чтобы они могли пожинать плоды богатства и автономии от своих возросших возможностей.
Существенным тормозом такого развития является стремление элит сохранить свою ренту и свою долю в деспотическом режиме (или естественном государстве, или олигархическом обществе, если говорить о других категориях, фигурирующих в этой литературе).
Однако элите нужна политическая поддержка и доходы от налогов, за которые они торгуются, предлагая передать больше прав (некоторым группам) граждан. На основе этой модели мы анализируем текущую ситуацию в развивающемся мире, подвергая сомнению устойчивость различных путей институциональных изменений.
Надеюсь статья была интересной. Если понравилась ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!