Он печатался под псевдонимом "одинокий". И он,действительно, совершенно ОДИН такой поэт в русской литературе. Такой неприкрытой аморальности русская литература не знала.
Я до конца презираю
Истину, совесть и честь,
Только всего и желаю,
Бражничать блудно да есть.
Только бы льнули девчонки,
К черту пославшие стыд,
Только б водились деньжонки
Да не слабел аппетит.
1914
Любо мне, плевку-плевочку,
По канавке грязной мчаться,
То к окурку, то к пушинке
Скользким боком прижиматься.
1907
Современники шарахались от него, завидя издали, переходили на другую сторону, чтобы не подавать руку. А что вы хотите, если они читали такое:
Радость жизни
Едут навстречу мне гробики полные,
В каждом — мертвец молодой.
Сердцу от этого весело, радостно,
Словно березке весной!
Вы околели, собаки несчастные, —
Я же дышу и хожу.
Крышки над вами забиты тяжелые, —
Я же на небо гляжу!
Может, — в тех гробиках гении разные,
Может, — поэт Гумилев...
Я же, презренный и всеми оплеванный,
Жив и здоров!
Скоро, конечно, и я тоже сделаюсь
Падалью, полной червей,
Но пока жив, — я ликую над трупами
Раньше умерших людей.
Разве можно пасть ниже? Как человек может быть настолько аморальным? Но... Представьте себе, что вы летели из Москвы в Новосибирск. Прибыв, в пункт назначения ,узнаёте, что предыдущий рейс из Москвы разбился.Ваша первая реакция? Боже, я мог бы быть в том самолёте! Спасибо,Боже, за то что я жив.И это нормальная реакция. Но всё равно, чуть позже вам будет немного стыдно за свою радость. А Тинякову было не стыдно - он знал, что человеку свойственна аморальность и , что просто люди стараются эту аморальность скрывать.
По профессии он был журналистом и журналистом уникальным. Он писал для всех изданий - левых, правых,черносотенных. Главное это гонорар.
Я - писатель, старый идол,
Тридцать дней в углу сидел,
Но аванс издатель выдал -
Я к вам вихрем прилетел.
Я писал трактат о Будде,
Про Тибет и про Китай,
Но девчонок милых груди
Слаще, чем буддийский рай.
Завтра снова я засяду
За тяжелый милый труд, -
Пусть же нынче до упаду
Девки пляшут и поют.
Кто назвал разгул пороком?
Думать надо, что - дурак!
Пойте, девки, песни хором,
Пейте, ангелы, коньяк!
Все на месте, все за делом
И торгует всяк собой:
Проститутка статным телом,
Я - талантом и душой!..
(1922)
По своей сути Тиняков был анархист, не партийный человек, свободный художник. И ему было тесно в любых идеоголических рамках, как и каждому большому художнику. И по большому счету ему было плевать на политику. Потому что для него главнее всего в жизни была его поэзия, ради которой он и жил и мучился и ради которой и хотел выжить любыми способами, чтобы иметь возможность писать стихи, и поэтому он подрабатывал себе на хлеб где придется, где это у него получалось, где ему давали подработать.
Революцию он встретил радостно.
Раньше было в мире так:
Тунеядец жил царем,
А трудящийся бедняк -
Вековечным батраком.
(“Революция”, 1918)
Мы Армии Красной солдаты,
И мы защищаем в бою
Свои деревеньки и хаты
И землю, и волю свою.
За нашу святую свободу,
За нашу Советскую власть,
Служа трудовому народу,
Не страшно в сражении пасть!
(“Красноармейцы”, 1919)
По всей стране, от края и до края,
Народ трудящийся восстал
И, зову Революции внимая,
Остатки рабства растоптал!
(Из поэмы в картинах “Революция”, 1920)
Это - какие-то “агитки Бедного Демьяна”. Ведь он был сильным лирическим поэтом. Он сам понимал слабость этих стихов и не включил их в свою последнюю книгу.
Собственно, именно Революция доконает его. Он будет пить до беспамятства, носить обноски и просить милостыню: "подайте бывшему поэту."
За кусок конины с хлебом
Иль за фунт гнилой трески
Я - порвав все связи с небом, -
В ад полезу в батраки.
До такого саморазоблачения и самобичевания не доходил ни один поэт. Но мы знаем: рядом с добром и красотой всегда есть зло и грязь. И разве поэт не должен в своём творчестве изобразить и пороки и слабости человека? В послесловии к своей последней книге Тиняков говорит: “...я предвижу, что иные читатели, брезгливо улыбаясь, будут говорить: “Это автор про себя писал (в своей книге)!” Не совсем так. Конечно, я писал и о себе (что бы я был за урод, если бы мне были чужды переживания, изображенные в моей книге!) - но все же больше я писал о тебе, - читатель-современник”.
"...судьба неудачника отяготела надо мною, и, вероятно, я не только не добьюсь известности и успеха, но погибну безвременно от голода и нищеты", - писал Тиняков. И накаркал сам себе свою судьбу. Он действительно не добился "известности и успеха" при жизни, их нет у него и сейчас. И он действительно погиб безвременно от голода и нищеты, в 1934 году, в возрасте 48 лет, то есть в расцвете лет, умер в полной безвестности.
Он знал, кто он есть-ПОЭТ- ,а люди не знали и топтали его и побивали его камнями и насмехались над ним и оплевывали его... А он терпел. И нес и нес свой крест. Крест поэзии. И на кресте слагал свои стихи:
Я судьбу мою горькую, мрачную
Ни на что не желаю менять:
Начал я свою жизнь неудачную, -
Я же буду ее и кончать!