Более 50 театров со всей страны, готовящихся к реконструкции, собрались в Москве на Театральном форуме, организованном международной выставочной компанией Messe Frankfurt Rus. В этом году Форум, объединяющий театральные площадки, производителей и поставщиков театрального сценического оборудования, прошел уже в шестой раз. Одним из приглашенных гостей-экспертов выступила компания «Имлайт», представившая участникам форума проект технологической реконструкции московского театра «Современник» - без сомнения, знакового события в театральной жизни страны.
Официальное открытие театра «Современник» после масштабной реконструкции произошло в декабре 2018-го - буквально накануне Нового, объявленного Годом Театра в России, года. Как отмечает директор легендарного для трех поколений москвичей театра, историческое здание, десятилетия не знавшее ремонта, «превратилось в самую смелую, причем реализованную, мечту актеров и режиссеров». И, конечно, зрителей, которые два с половиной сезона ходили на любимые постановки «Современника» в Дворец на Яузе. Реконструкция «Современника» поклонниками переживалась ни чуть не меньше, чем творческим коллективом - о чем говорит номинация директора театра Игоря Попова по итогам зрительского голосования на премию «Звезда театрала».
В день возвращения домой, на Чистые пруды, «Современник» отмечал юбилей своего художественного руководителя - 85 лет, из которых 46 лет Галина Борисовна Волчек, стоит у руля этого театра. «Замечательным подарком для вас стало долгожданное новоселье - открытие исторической сцены на Чистых прудах. Убежден, что этот легендарный театр и впредь будет символом новаторства и смелого творческого поиска», – отметил Президент Путин в своем поздравлении.
Театральный форум Prolight+Sound NAMM Russia-2019 состоялся при поддержке Союза театральных деятелей России, Гильдии театральных менеджеров России и Государственного Академического Большого театра. В рамках трехдневной программы были организованы круглые столы для руководителей театров и технических служб, выступления экспертов отрасли, бизнес-встречи и переговорные сессии с поставщиками оборудования, а также выездные технические туры в производственно-складской комплекс Большого театра России, в театр «Современник» и «Школу современной пьесы».
Андрей Проничев – заместитель генерального директора Большого театра России, заслуженный работник культуры, декан факультета театральной техники и технологии «Высшей школы сценических искусств» театральной школы Константина Райкина
Я не буду говорить о конкретных технологиях, я буду говорить о самом подходе, то есть о том, с чего нужно начинать. А начинать нужно с того, что мы собственно хотим получить в результате? Техническое задание – это очень серьезный документ, но в реалиях театра – это еще и более широкий документ, а не просто перечисление оборудования и его класса. Именно в техзадании должна быть определена идеология строительства или реконструкции театра, то есть, прежде всего, надо понять, как этот театр будет функционировать, какова логистика в этом театре (пути подачи декораций, перемещения артистов и т.д.), постановочные задачи и т.д. Большой театр после реконструкции эксплуатируется уже 9 лет, но все равно периодически возникают вопросы, которые не были учтены в техзадании. Именно поэтому чем тщательнее продумано техническое задание, чем серьезнее и глубже проработано, тем легче в дальнейшем работать над проектом и эксплуатировать реконструированный театр.
Гостей форума по большей части интересовали не столько инженерные и театральные технологии, сколько алгоритм составления техзадания, содержание проектной документации, прохождение госэкспертизы, согласование изменений в проекте, регулирование и контроль финансовых потоков, формы договоров и еще целый ряд вопросов, на которые постарались ответить на примере собственного опыта реконструкции площадки руководитель театра «Современник» Игорь Павлович Попов и представители компании «Имлайт».
Михаил Чуманкин– руководитель проекта технологической реконструкции театра «Современник», руководитель отдела комплексных проектов компании «Имлайт»
Театр «Современник» всегда был законодателем мод, всегда оставался современным, в том числе и с точки зрения театральной технологии. Нельзя сказать, что у театра не было современных штанкетных подъемов или поворотного круга, систем связи или систем управления. Все это было, просто реализовывалось другими силами. Наша задача была, сохранив то, что есть, упростить, оптимизировать работу художественно-постановочной части. Например, в театре были подъемно-опускные площадки и поворотный круг, но чтобы его собрать, требовалось несколько часов работы бригады монтировщиков. И мы решили эту задачу: сейчас чтобы достать круг и трансформировать сцену, нужно одно нажатие кнопки и 5 минут времени. Основная сложность в реализации проекта заключалась в том, что на технологическое оборудование и строительный генподряд были отдельные контракты, но именно театр сыграл большую роль в том, чтобы связать наши организации. Наши проектные группы совместно решали вопросы технологических проемов, прохождения трубных трасс, усиления стен и т.д. Что касается грамотного проекта и тем более спецификации оборудования – это только идея, которая без адаптации на конкретной площадке не работает. Более того – в театре, как показала многолетняя практика компании «Имлайт», типовые решения вообще не работают. Поэтому на этапе реализации таким необходимым является собственное производство компании-интегратора, возможности которого позволяют разработать нестандартные решения и адаптировать проект под реальные условия. Не важно, кто вел проектирование различных разделов проекта – это могут быть несколько разных организаций, важен другой вопрос - кто соберет это в единое решение и на конечном этапе адаптирует.
Во второй день Театрального форума Prolight+Sound NAMM Russia-2019 состоялся технический тур в театр «Современник», где представители и столичных, и региональных театров смогли получить подробные ответы на вопросы по эксплуатации нового технологического комплекса сцены.