Идея объединения преимуществ трамвая и поезда, конечно, не новая, но эффективный результат достигнут впервые в Великобритании. Новые супер-трамваи в Южном Йоркшире функционируют уже более года, они удостоены престижных наград за инновации и получили рейтинг «100%-я удовлетворенность» от пассажиров.
Инновации в секторе «легких перевозок»
Наверное, не стоит напоминать о развитой трамвайной сети во множестве городов на планете. Трамваи «почти идеальны» в качестве городского общественного транспорта, они комфортны и удобны для пассажиров, а благодаря электропитанию вагоны функционируют без вредных выбросов. Все вроде как очень хорошо, но на больших расстояниях между отдаленными районами огромных мегаполисов или пригородов, трамваи не очень эффективны. Как правило, в таких случаях используются скоростные поезда со своими стандартами электропитания, железнодорожный путей и систем безопасности.
Идея объединения преимуществ двух видов общественного транспорта известна давно, но ее эффективному воплощению все время «что-то мешало», ведь на самом деле задача не такая уж и простая. Можно вспомнить подобный транспорт в немецком городе Карлсруэ в 1990-х годах. Да и в Великобритании есть трамваи, курсирующие по старым железнодорожным путям, по которых уже не ходят поезда.
Первый британский новый «супер-трамвай» начал работать в октябре 2018 года в Южном Йоркшире, связав Рочестер и центр города Шеффилд. Трамвайный поезд, следуя по маршруту, использует и городские рельсы, и действующую железнодорожную магистраль – получился уникальный транспорт.
Специальные составы, в процессе движения, переключаются на использование железнодорожных систем управления и безопасности и обратно на городские трамвайные. Независимые опросы показали, что пассажиры полностью довольны «супер-трамваем» и оценили удобство и комфорт нового маршрута высшим рейтингом «100%-я удовлетворенность».
Проект в Южном Йоркшире финансируется Министерством транспорта Великобритании при поддержке местных трамвайных и железнодорожных операторов. На маршруте курсируют семь составов Citylink Class 399 производства Stadler. Они могут развивать скорость до 100 км/ч, хотя во время пилотного проекта максимальная скорость не достигается. Составы являются двунаправленными, поэтому разворотные круги не требуются на маршруте.
«Основное преимущество заключается в том, что если уже есть хорошая трамвайная сеть в вашем городе и относительно загруженная сеть магистральных железных дорог вокруг города, вы можете предоставлять прямые услуги пассажирам от пригородов до центра города, не создавая слишком много новой инфраструктуры», – отмечают специалисты и эксперты.
Каждый состав оборудован двойными системами управления и безопасности, трамвайной и железнодорожной. Разработанные на заказ колеса пригодны для использования на всех типах рельс, модернизированная система электропитания позволяет использовать различные напряжения, даже все внешние осветительные системы продублированы и в городе супер-трамвай подает световые сигналы «как трамвай», а на железнодорожных путях включаются дополнительные огни «как на поезде».
Всем машинистам-водителям нового «трамвайного поезда» необходимо было пройти дополнительное обучение, ведь водитель трамвая в городе оперирует в пределах видимости, реагируя на светофоры, машины и людей, а машинист ведет поезд по железнодорожным сигналам, руководствуясь TPWS системой защиты и предупреждения движения поездов. Большой проблемой развития нового типа транспорта является поиск оптимальных мест в расписании движения грузовых и пассажирских поездов, супер-трамвай должен безопасно «вклиниваться» в железнодорожный трафик.
В октябре 2019 года пилотный проект трамвайного поезда в Южном Йоркшире получил престижную награду Global Light Rail Award за превосходство и инновации в мировом секторе легких и городских железнодорожных перевозок.
Двухлетний проект трамвайной «революции» финансируется государством, которое и несет значительные расходы по выпуску заметно более дорогих «трамвайных поездов». Несмотря на значительно увеличенные финансовые расходы, результаты первого года эксплуатации являются позитивными – в Уэльсе уже подписаны контракты на создание аналогичного типа общественного транспорта, в Манчестере и Глазго завершается проектирование новых супер-трамвайных маршрутов.