Найти в Дзене

Ваш звонок очень важен для вас

Оглавление

Лину мало кто знает в лицо, но ей обязаны многие женщины в Казани — вот уже почти 20 лет она единственный консультант единственного кризисного центра для женщин, пострадавших от насилия

Однажды на телефон горячей линии кризисного центра для пострадавших от насилия в Казани позвонила Альфия. Она рассказала, что ей 72 года, из которых 50 лет ее бьет муж. Она все надеялась, что с возрастом он перестанет хотя бы потому, что закончатся силы. Но — не перестал. И для нее в таком возрасте каждый удар ощущался как последний.

«Она от какого-то отчаяния позвонила, нашла этот номер в газете, просто так, поговорить», — объясняет Лина (настоящее имя не указываем в целях безопасности), последние 19 лет —консультант горячей линии женского кризисного центра «Фатима» в Казани.

«Просто поговорить» закончилось тем, что после восьми месяцев консультаций женщина развелась с мужем, разменяла квартиру и съехала. Помогли дети, которые о насилии знали, но мама не давала им вмешиваться. Когда стало понятно, что мама готова изменить свою жизнь, они забрали ее к себе на время развода и дележки квартиры, пока отец дебоширил и пытался распродавать вещи из дома.

Теперь, если звонящие женщины упоминают в разговоре: «Да мне уже 30-50 лет, поздно уже что-то менять», то Лина рассказывает им эту историю.

Как помочь

Лина — невысокая живая женщина с короткой стрижкой. Раньше она работала администратором в государственном центре психологической помощи. Когда узнала, что ее соседку избивает муж, захотела ей помочь, но не знала как. Обратилась к коллегам. Они как раз учились на консультантов только открывшегося центра «Фатима». Так Лина о нем и узнала. Начала изучать тему домашнего насилия, и они с подругой отвели соседку к психологу и юристу. В итоге женщина разменяла квартиру и ушла с детьми от насильника в маленькую комнатушку. Муж долго не оставлял ее в покое, и обращения в полицию не помогали, но женщина все равно к нему не вернулась. Лина общается с ней до сих пор. Это чувство от возможности оказать «реальную» помощь Лину тогда зацепило, и она решила остаться — около года проходила курсы, тренинги и села на телефон горячей линии «Фатимы».

Спустя 19 лет она единственный консультант «Фатимы» — все еще единственного в Казани кризисного центра для женщин, пострадавших от насилия, и одного из двух в Татарстане.

Центр так и не получил достаточной финансовой поддержки от государства, и первое время все сотрудники центра работали бесплатно. Самым полным было финансирование с 2008-го по 2010-й — и то от госдепартамента США.

Основной работой это быть не могло, так что Лина осталась на старой работе администратором, с графиком по сменам — шесть часов ночью, на телефоне горячей линии днем.

Лина дает понять — ничего геройского в работе не было, параллельно всегда была другая, оплачиваемая работа и нормально зарабатывающий муж. Эта работа для Лины не про деньги.

«Работа консультанта состоит в том, чтобы помочь звонящему найти внутренние и внешние ресурсы выйти из тяжелой и опасной ситуации», — говорит Лина.

В идеальной ситуации, если женщине нужна психологическая, юридическая помощь или кризисная квартира, консультант просто перенаправляет ее куда нужно, обычно к сотрудникам своего же центра. В случае ограниченного финансирования, когда закрываются или не возобновляются многие проекты, как у «Фатимы», Лина не может предложить женщине путь из пункта А в пункт Б. Уже много лет это ежедневный поиск — нужно быстро понять, в какую из партнерских организаций отправлять женщину за помощью. Иногда приходится импровизировать — если окажется, что у женщины нет своей квартиры, родственников и знакомых, способных помочь, у центра — знакомых с кризисной квартирой, а сама женщина не «подойдет по параметрам» существующих центров (например, они принимают только женщин с детьми), то Лина может посоветовать обратиться в церковь или мечеть, чтобы узнать, не нужен ли кому из престарелых прихожан уход с проживанием.

Волшебные слова

Первые месяцы на телефоне Лина продолжала консультировать и решать проблемы звонивших женщин и во сне. «Консультировала, вела разговор сама с собой», — со смехом и неловкостью вспоминает Лина.

Сейчас рабочий день Лины — с 9:00 до 17:00 по будням, и даже с таким графиком поступает минимум два «профильных» звонка в день. Профильных — когда дело касается конкретно домашнего насилия, непрофильными Лина называет звонки, когда женщина рассказывает о проблемах, ссорах в семье, не имеющих отношения к насилию, или об алкоголизме мужа. Тогда Лина советует центры или группы поддержки созависимых и все равно консультирует по вопросам безопасности.

-2