Найти тему
Орденъ

13 ярких экранизаций комиксов, изменивших мир

«Джокер» Тодда Филлипса ещё до своего выхода в прокат наделал много шума: вспоминая, какое влияние переосмысление истории Бэтмена от Кристофера Нолана оказало на общественность, в США планируют на премьерные показы в кинозалы выделить по одному полицейскому под прикрытием. Новый «Джокер» ещё до первого общедоступного сеанса получил главный приз Венецианского кинофестиваля, сделав практически невозможное. В нашей подборке мы собрали другие кинокомиксы, оставившие заметный след в истории мирового кинематографа. Т

Темный рыцарь, 2008

Без сомнений, именно «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана продемонстрировал простым зрителям и академикам, что в жанре комиксов есть простор для маневра. Да, в целом вся трилогия о Бэтмене получилась из ряда вон выходящей – она выбила почву у привычных нам кинокомиксов, таких как «Люди Икс» или «Человек-паук», и продемонстрировала совершенно новый подход к рассказу таких историй, более мрачный и реалистичный. А в «Тёмном рыцаре» нашлось место и актёрской игре: Нолан показал Джокера, роль которого воплотил ныне покойный Хит Леджер, таким, каким его мало кто себе представлял. Именно этот Джокер впечатлил общественность, заставил обсуждать его, а не Бэтмена – персонажа, который вроде бы должен был главенствовать в этой истории. Но нет, Нолан вывел на первый план злодея – и этот фильм повествует именно о нём.

Люди Икс, 2000

-2

Эра современных комиксов началась с экранизации «Людей Икс». Когда в руках 20th Century Fox оказались права на этих персонажей Marvel, студия, недолго думая, запустила в работу первый фильм киносерии. Да, до этого момента комиксы тоже экранизировали, но считалось, что этот жанр перестал быть интересен зрителям. Оказалось, что всё на самом деле наоборот. Рискнув, «Лисы» получили лояльную и преданную фан-базу, посещавшую фильмы о мутантах и много лет спустя, даже когда они уже превратились в склизкую дурно-пахнущую субстанцию. Первая трилогия о мутантах в мировом прокате в сумме освоила $1,163 млрд, причём, каждый последующий фильм трилогии приносил всё больше и больше денег. Когда стало понятно, что зрителям комикс про Людей Икс пришёлся по душе, в процесс всеобщей «комиксализации» включилась и студия Sony Pictures, в активе которой были права на вселенную Человека-паука всё того же издательства Marvel.

"V" значит Вендетта, 2006

-3

Антиутопия Алана Мура, придумавшего «Хранителей» и «Лигу выдающихся джентльменов», тоже сыграла свою роль в развитии комикс-жанра в кино. Фильм не стал прямой экранизацией графического романа, так как тогда ещё братья Вачовски всё-таки решили переосмыслить финал оригинальной истории. Главную роль – бунтаря-анархиста – в «Вендетте» сыграл Хьюго Уивинг, тот самый агент Смит из «Матрицы» Вачовски.

Железный человек, 2008

-4

Кинематографическая вселенная Marvel началась именно с этого фильма. Ещё до того, как корпорация Disney приобрела студию Marvel вместе со всеми её активами, Кевин Файги уже был у руля масштабного проекта, длинной в 11 лет. Железный человек оказался первым Мстителем, представленным зрителям, а фильм о нём не только стал безусловным хитом проката, но и подарил Роберту Дауни-мл. возможность возродить некогда угасшую из-за скандалов с наркотиками карьеру. В 2019-м студия объявила, что планирует заявить Дауни на «Оскар» в категорию «Лучший актёр». К такому решению подтолкнули зрители, реакция которых на эпизоды с Тони Старком по-хорошему шокировала создателей экшена «Мстители: Финал». Любовью публики он обязан Джону Фавро, рискнувшему взяться за один из самых сложных образов комиксов Marvel. Самое главное, что его версия Тони Старка не стала карикатурой на миллиардера, не обрела примитивную окраску сериальных ситкомов. Железный человек в фильме Фавро – это личность с характером, если позволите, «выпуклый» персонаж, которому хочется пожать руку, а иногда даже по-дружески обнять и похлопать по плечу. Собственно, такая непринуждённость и стала залогом успеха: зрители влюбились в Тони, а дальше оставалось дело за малым – показать других Мстителей.

Мстители, 2012

-5

И, конечно же, про «Мстителей». Первую часть дилогии студия Marvel поручила сделать Джоссу Уидону, специалисту по многоходовкам, одному из немногих современных режиссёров, способному равномерно распределить экранное время между многочисленными персонажами. В тот момент, когда Уидон делал первых «Мстителей», у него ещё было достаточно свободы, чтобы без указаний «сверху» снимать то кино, которое он задумал. Несмотря на успех ($1,5 млрд в мировом прокате), с сиквелом режиссёру повезло меньше. И критики, и зрители считают, что вторая часть получилась куда слабее оригинала. Просто когда каждое действие утверждается комиссией, состоящей из продюсеров разного ранга, – сложно сосредоточиться на первоначальной цели. Первый фильм – масштабная военная драма, в центре которой находятся супергерои. Причём, финальная битва, которую ты предвкушаешь уже в самом начале, тоже оказывается построенной не по классической схеме супергеройских фильмов (когда герои массово сражаются против главного босса-засранца и побеждают его, что называется, «на расслабоне»). Уидон выбрал такой стиль повествования, что к объединению команды он подводил постепенно. Вспомните канонический кадр, когда камера облетает вокруг отряд Мстителей, уже потрёпанный с инопланетными захватчиками, но готовый продолжать обороняться. Этот приём после первых «Мстителей» использовали и в других фильмах киновселенной Marvel, но уже в качестве цитаты Уидона. В итоге получилось кино о том, как неидеальные супергерои, которые, в общем-то, не умеют и не хотят работать в команде, объединяются, осознавая, что вместе они могут куда больше.

Город грехов, 2005

-6

Экранизация нескольких графических романов Фрэнка Миллера из культовой серии «Город грехов», исполненная в стиле нуар. Роберт Родригес, взявшийся за этот нестандартный материал, принял решение постараться перенести дух оригинальных комиксов в кино, для чего использовал неординарный подход, непривычный зрителям. Как и в комиксах, картинка в фильме в основе чёрно-белая, повышенный контраст придаёт ей осязаемость, что важно для восприятия, а некоторые детали, выделяемые в сюжете, выделены другими цветами (кровь, глаза и так далее). Да, к такому преподнесению комикса зрители оказались не готовы – «Город грехов» не обрёл такую же славу, как, например, «Люди Икс» или «Человек-паук», но всё же этот фильм продемонстрировал ещё один способ адаптации комикса для большого экрана – через визуальную составляющую.

Скотт Пилигрим против всех, 2010

-7

Ещё один такой эксперимент поставил Эдгар Райт, позднее написавший сценарий к «Человеку-муравью» и снявший «Малыша на драйве» и «Армагеддец» (а ещё в его активе «Грайндхаус», «Типа крутые легавые» и «Зомби по имени Шон» – об этих кинокартинах просто невозможно не упомянуть). «Скотт Пилигрим против всех» – эдакий «привет» поклонникам комиксов и видеоигр: фильм умело сочетает в себе элементы и того, и другого. В основе – комикс Брайана Ли О’Мэлли, правда, Райт его слегка доработал, превратив в визуальную феерию. Если вы не в курсе гик-культуры, то будьте осторожны – просмотр «Скотта Пилигрима» вполне может стать для вас входным билетом в этот невероятный мир. Эдгар Райт в свойственной себе манере, эпизод за эпизодом, выстраивает повествование так, что до самого финала догадаться, кто же здесь друг, а кто враг невозможно. Непредсказуемость – одна из главных «фишек» фильма. Ещё одна «фишка» – актёрский состав: Майкл Сера, Киран Калкин, Мэри Элизабет Уинстед, Крис Эванс, Бри Ларсон и другие.

Хранители, 2009

-8

Визуальный шедевр Зака Снайдера, пусть и стал кассовым провалом (при бюджете $130 млн в прокате он собрал всего $185,3 млн), всё равно заслуживает включения в нашу подборку. Снайдер и команда сценаристов, решившиеся перенести крайне сложный комикс Алана Мура на язык кино, постаралась сделать это максимально близко к оригиналу. Вот только рассказанная история, оказавшаяся для поклонников жанра чрезмерно утомительной, не нашла отклика в сердцах – слишком всё мрачно и грустно. Перенасыщенный яркими деталями мир, отсутствие привычных атрибутов кинокомиксов (возьмём для сравнения ранние фильмы про героев Marvel), а также детективный сюжет, превалирующий над фантастической составляющей, – всё это не сыграло на руку амбициозному проекту, но привлекло внимание некоторых зрителей, не ожидавших увидеть такое на больших экранах. Сейчас «Хранители» – пример того кино, которое вряд ли мы увидим в ближайшие годы. Подход, применённый Снайдером при создании фильма, сейчас просто не будет финансироваться.

300 спартанцев, 2007

-9

Ещё один фильм Зака Снайдера, ставший культовым благодаря визуальному ряду. Основой для «300 спартанцев» послужил одноимённый графический роман Фрэнка Миллера и Линн Варли, основанный на исторических событиях. Критики фильм в большинстве своём не оценили, а вот зрителям он пришёлся по душе. Народная любовь – штука сложная, но в данном случае посмотревшие отмечали харизматичного главного героя в исполнении Джерарда Батлера и картинку, сильно напоминающую настоящий комикс.

Хеллбой: Герой из пекла, 2004

-10

Тандем Рона Перлмана, исполнившего главную роль, и режиссёра Гильермо дель Торо сделал возможной экранизацию комиксов о приключениях Хеллбоя, персонажа, придуманного Майком Миньолой. Да, фильм и его сиквел получились не дословным пересказом оригинала, однако дель Торо взял, действительно, лучшие из комиксов и создал на их основе монолитную историю. Режиссёр – поклонник практических визуальных эффектов, то есть он предпочитает компьютерной графике костюмы и грим, поэтому в «Хеллбое» дель Торо добился реалистичной атмосферы. Лучшему «усвоению» материала поспособствовал и сценарий: сюжетные линии не провисают, а персонажи, в том числе и второстепенные, делают всё, чтобы зрители во время просмотра не скучали. Особенно это касается любовной линии между Лиз и самим Хеллбоем, для супергеройского фильма прописанной весьма романтично.

Логан, 2017

-11

Фильмы франшизы «Люди Икс» выходили на экраны с 2000-го, и все эти годы одну из главных ролей, неуязвимого мутанта Росомаху, неизменно играл Хью Джекман. Чуть позже Росомаха-Логан получил и собственную киносерию, которая, к сожалению, не обрадовала зрителей и критиков. «Логана» в том виде, в котором он в итоге был снят, могло и не быть. Своему появлению на свет он обязан фильму «Дэдпул», буквально взорвавшему мировой прокат в начале 2016 года. Сюжет картины основан на серии комиксов «Старик Логан» и «Смерть Росомахи». Режиссёр Джеймс Мэнголд в одном из своих интервью признался поклонникам, что Хью Джекман, страстно желавший снять третью часть «Росомахи» в том виде, в каком она была задумана сценаристами, принял решение отказаться от части своего обычного гонорара. Чтобы обозначить разницу между привычными кинокомиксами про Росомаху и новым фильмом, потребовалось изменить название – так он стал «Логаном». Плюс ко всему, кинокомикс получил «взрослый» рейтинг «R» – детям до 17 лет просмотр разрешён только в присутствии родителей (в России «Логан» вышел в прокат с возрастным ограничением «18+»). Подобные нововведения позволили сделать фильм более мрачным и кровавым.

Дэдпул, 201

-12

Фильм, созданный вопреки жанру кинокомиксов, высмеивающий самые часто встречающиеся в нём клише, понравился зрителям настолько, что пришлось снимать продолжение. Ориентированный на аудиторию от 17 лет и старше, «Дэдпул» покорил своей непосредственностью. Уэйд Уилсон, роль которого сыграл Райан Рейнольдс, инициировавший работу над историей болтливого наёмника, сумел дотянуться до души каждого пришедшего в кинозал. Причём, по изначальной задумке Дэдпул получил возможность общаться со зрителями напрямую, не признавая существования так называемой «четвёртой стены» (имеется в виду замкнутое пространство, в котором разворачиваются события; в театре нет четвёртой стены – вместо неё сцена, которая и позволяет актёрам взаимодействовать с публикой).

Райан Рейнольдс про фильм «Дэдпул»:

«Умение сломать “четвёртую стену”, пожалуй, одно из самых важных и уникальных свойств Дэдпула. Он может обратиться к зрителям напрямую в любой момент повествования. И это забавно, у него есть возможность сделать или сказать всё, что угодно. Некоторые вещи, которые он делает, выглядят несколько иначе и он пользуется абсолютно всеми супергеройскими клише, а также не упускает возможности пошутить по этому поводу».

Бэтмен, 1989

-13

Бэтмен от Типа Бёртона – символ поколения, не имеющий ничего общего с современной супергероикой. К тому же, эта версия истории Тёмного рыцаря снята в характерном для Бёртона готическом стиле. Нет, от этого фильмы киносерии не стали мрачнее, а, напротив, обрели новые оттенки. Бёртон сталкивал Бэтмена с различными злодеями, порой несуразными (как, например, Пингвин), подбирал ему яркие тандемы (как с Женщиной-кошкой), ухитряясь не запутаться в рассказываемой истории. И хотя к самому Бёртону можно относиться по-разному (одобрять его работы или не одобрять), своим «Бэтменом» он вдохновил многих режиссёров.