«Психология не помогает, молись и постись» — говорили мне они, но я стояла на месте. Когда я только воцерковилась, непроработанные психологические травмы начали проникать в духовную жизнь, и она начала искажаться, приобретая черты невротической религиозности.
Новая жизнь никогда не дается даром
За возможность и право верить мне пришлось бороться, и эта борьба была преимущественно внутренней. Я проходила испытание «церковной бабушкой» (собирательный образ, не зависящий от пола), когда мою невротическую религиозность взращивали, например, слова, что во время богослужения нужно стоять, держа руки по швам, и что я «дьявола в храм принесла» (речь шла о смартфоне, в котором я следила за ходом службы).
Преодолевала неловкость обращения к священникам: в моем, тогда еще спутанном представлении, это были люди совершенные, насквозь видящие мои грехи, а я, конечно же, была ничтожной. Да, все это было в моей голове, старательно вложенное новым окружением.
Такое психологическое состояние неумолимо отражалось на духовной жизни: она приобретала какую-то болезненность, неестественность, надрыв. Думаю, что в тот период и Бога я представляла «дедушкой на облаках, который строго смотрит на нас, и при каждом удобном случае грозиться наказанием».
Но милостивый Господь терпеливо направлял меня к ответам, к той самой Встрече с Ним, о которой говорил митрополит Антоний Сурожский. Поэтому вскоре я нашла свой приход, и до сих пор благодарна Богу за того батюшку, который духовно окормляет нашу общину.
Он сумел показать, что православие — радостная вера, свободная, разрушив все мои стереотипы о привычном чувстве вины и самоедстве, которые зачем-то должны были быть в ответ на грехи. А еще он не отрицал важность психологии для православного человека, более того, учил отделять духовные и психологические проблемы на исповеди. И, конечно, ответил одобрением на мое желание получить психологическое образование.
Сейчас я психолог с православным мировоззрением, поэтому могу писать эту статью, основываясь не только на своем опыте, но и профессиональных знаниях.
Так зачем православному психология?
1. Понять причину греха, страсти
В качестве объяснения приведу пример. Человек может бесконечно каяться в чревоугодии, страдая булимией, заболеванием, на границе психологической и психиатрической проблемы. Если не начать работать с именно этой причиной, то состояние от исповеди к исповеди может повторяться.