Сегодня хотелось бы поговорить о том, какие операции по обслуживанию мотоблока необходимо выполнять перед постановкой его на зимнее хранение, если агрегат не используется зимой, чтобы обеспечить в будущем долговременную и безотказную работу агрегата.
Так как в зимний период металлические и резиновые изделия, пластиковые кожухи и фильтрующие элементы подвергаются воздействию влаги и морозов, сезонное техническое обслуживание перед зимним хранением имеет ряд особенностей. О них подробнее:
1. Первое, что следует сделать перед началом технических работ – помыть и просушить агрегат, удалив с поверхностей и сочленений грязь, землю, траву – то есть все, чего там быть не должно.
2. Если на крашеных поверхностях имеются сколы и ржавчина, а в наличии имеется краска того же цвета и желание освежить железного коня, есть смысл зашкурить и закрасить проблемные места. Зима это время резких колебаний температур и влажности, а значит поврежденные и необработанные поверхности обязательно начнут ржаветь.
Теперь приступаем непосредственно к ТО чистого и сухого агрегата.
3. В первую очередь занимаемся двигателем, а именно:
- снимаем и просушиваем кикстартер (или в народе - шморгалку), отвернув три или четыре (в зависимости от модели двигателя) болта крепления к корпусу двигателя. Просушиваем его, так чтобы высох тросик кикстартера. Чистим щеткой открывшуюся поверхность с крыльчаткой вентилятора. Устанавливаем сухой кикстартер обратно, проворачиваем им двигатель, чтобы убедиться в правильности сборки.
- снимаем фильтрующий элемент воздухозаборника. Чтобы за зиму картонно-поролоновый фильтр не набрался влаги и не пришел в негодность снимаем элемент, заворачиваем в целлофан и храним дома. Отворачиваем барашек крышки воздухозаборника, барашек или гайку крепления фильтрующего элемента, снимаем элемент, не растеряв уплотнительные кольца и шайбы. При этом отверстие воздухозаборника под фильтр закрываем сухой чистой ветошью, чтобы в карбюратор и впускной коллектор не проникла влага.
- заправляем полный бак топлива. Это необходимо, чтобы исключить образование конденсата в баке, ржавчины на стенках, если бак металлический, возможных деформаций при перепадах температур.
- проверяем и если это необходимо доливаем до уровня масло в картере двигателя. Эта процедура необязательна, но ее выполнение избавит от доливки масла весной, а если масло все-таки придется подливать – сигнализирует о подтекании масла из двигателя.
4. После обслуживания двигателя переходим к другим узлам мотоблока:
- снимаем защитный кожух приводных ремней и очищаем от грязи и пыли доступные пространства: сам кожух, шкивы, ремни, корпус коробки передач.
- здесь же смотрим на состояние ремней, оценивая, пригодны ли они на следующий сезон.
- проверяем уровень масла в редукторе и подливаем при необходимости, с той же самой целью, с какой делали это в двигателе – проверить наличие подтекания зимой.
- многие советуют так же смазывать силиконовой смазкой видимые части тросиков и концы рубашек приводов акселератора (газа) сцепления и других.
5. Самое необходимое в постановке на хранение – обслуживание ходовой части и орудий, агрегатируемых с мотоблоком.
Все поверхности, которые в период эксплуатации подвергались трению, ударам, царапинам, впоследствии, оказавшись в агрессивной среде влажного и морозного воздуха обязательно покроются ржавчиной, соединения закиснут. Чтобы этого избежать, необходимо смазать все поверхности, защитив их от попадания кислорода.
Сейчас современно, дорого и удобно можно использовать силиконовые смазки в аэрозольных баллонах. Большой плюс их применения заключается в том, что аэрозоль более равномерно ложится на поверхность, процесс обработки становится не таким грязным, а защитные свойства силикона очень хорошо предохраняют металл от коррозии. Но если хочется сэкономить и нет времени выбирать смазки используем старый дедовский метод – смазываем поверхности отработанным машинным маслом. Кстати можно использовать любое масло, в том числе и отработку, слитую с мотоблока. Все что для этого нужно: собственно отработка и ветошь.
Что мажем:
- в первую очередь валы редуктора мотоблока и посадочные площадки на картере редуктора
- удлинители снаружи и внутри, насколько это возможно
- пальцы со стопорными булавками
- внутреннюю часть фланца колеса (куда вставляется удлинитель), резьбы болтов крепления фланца на колесе и крепления половинок дисков колеса
- ножи, фланцы, пальцы, резьбовые соединения фрез
- рабочие поверхности и места соединения агрегатов (лемех, полевая доска, стрельчатая лапка, крылья культиватора (пропашника), диски культиватора).
- места соединений и отверстия сцепок, регулировочные винты, резьбы, контргайки
- посадочные площадки металлических колес.
Так же проверяем давление в резиновых (транспортных) колесах и, при необходимости, доводим до нормы.
Если ежегодно осенью проводить комплекс таких нехитрых операций, ваш мотоблок прослужит долго и без поломок.