1 октября московский театр «Современник» откроет 64-й театральный сезон – первый полноценный сезон после возвращения домой на Чистые пруды. По традиции будут играть «Трех товарищей» в постановке Галины Волчек – культовый спектакль, сыгранный с 1999 года более 500 раз. Но на этот раз зрителей ждет «модернизированный» финал: автомобиль «Карл», четвертый товарищ ремарковских героев, поднимется на сцену из трюма – на двух подъемно-опускных площадках новой сцены-трансформера, которая появилась в «Современнике» после масштабной технической реконструкции.
Екатерина Ковынёва – заведующая постановочной частью театра «Современник»
Прекрасная машина «Карл», легенда театра, изготовленная тольяттинским автозаводом вручную, раньше на сцену выезжала сама, в ней был двигатель, но 10 лет назад «внутренности» извлекли. И пока у нас не было новой нижней механики, в частности вот этих подъемно-опускных платформ, «Карла», который весит тонну, сначала поднимали на подъемнике, а потом стали просто выкатывать на сцену. Это было тяжело, неудобно и громко. Представьте, финал спектакля, тихая сцена, а в этот момент за кулисами происходит какой-то «тыдын». Вообще, конечно, театру требовался ремонт, нас не раз затапливало – рядом протекает одна из многочисленных «подземных пленниц» Москвы, выходя на поверхность знаменитыми Чистыми прудами. Ремонт нужен был и сцене – оборудование устарело, и даже был случай, когда наш старый поворотный круг из-за плохих тормозов сам по себе начал двигаться во время спектакля.
К сентябрю 2016 года, когда главная сцена «Современника» закрылась на реконструкцию, физический износ конструктивных элементов здания достигал 60%, а инженерные системы износились больше, чем на 80%. Что, впрочем, вполне закономерно, потому как историческое здание, построенное в 1913-1914 году, не знало ремонта около 40 лет.
Три с половиной сезона труппа Галины Борисовны Волчек гостила в Дворце на Яузе (бывшем ДК МЭЛЗ). За это время в родном доме театра на Чистопрудном бульваре, носящем статус памятника культурного наследия, был проделан огромный объем работ – от укрепления фундамента до реставрации фасада.
Строители обновили кровлю, сделали гидроизоляцию подвалов, восстановили историческую столетнюю кирпичную кладку в центральном фойе (ту самую с клеймом кирпичного завода купцов Пешкова и Рахманова), заменили перекрытия сценической коробки, модернизировали все инженерные системы. Были отремонтированы репетиционные залы, гримерные, закулисные помещения и рабочие кабинеты.
Зрительный зал был переделан полностью – несколько месяцев на его месте буквально зиял котлован. Компания «Имлайт» приступила к работам в «Современнике» в феврале 2018 года, и 19 декабря этого же года, труппа Галины Борисовны Волчек отметила юбилей своего любимого художественного руководителя возвращением в родной дом на Чистые пруды.
В комплексный проект технического оснащения (проектирование, поставка и монтаж), выполненный командой «Имлайт», вошли разделы:
- Верхняя механика сцены.
- Нижняя механизация сцены (20 подъемно-опускных площадок: 15 - верхнего уровня и 5 - нижнего, выкатная фурка с поворотным кругом и кольцом).
- Компьютерная система управления механикой сцены.
- Комплекс постановочного освещения и система управления светом.
- Звукоусилительный комплекс и система управления.
- Система электропитания театрального технологического оборудования.
- Система видеопроекции.
- Система технологического телевидения, сценической трансляции и оповещения, технологической связи, световых повесток.
- Монтаж всех кабельно-трубных инженерных сетей.
Игорь Попов– директор московского театра «Современник»
В театре главное – игра актера, но само название нашего театра диктует определенные требования, как в драматургии и режиссуре, так и в техническом оснащении сцены. Появляются новые режиссеры, художники, стремящиеся приблизить театральную сценографию к эстетике и возможностям кино, поэтому новые технологии – сегодня это, конечно, неотъемлемая часть работы театра. И мы пытаемся соответствовать времени, чтобы и зрителю – прежде всего зрителю! – по-прежнему было интересно следить за игрой актеров. Вообще скажу, что пережитая нами реконструкция – процесс интересный, во многом противоречивый. Мы все участвовали в рождении чего-то нового, но главным было – сохранить, как говорят в театре, «намоленность» сцены. А вот эта задача гораздо сложнее, чем разрушить и построить заново. Мне кажется, что мы с этой задачей справились. Столкнулись мы и с другими, более прозаическими сложностями. «Современник» на Чистых прудах – это два здания (к дореволюционному зданию кинотеатра «Колизей», которое «Современник» занял 45 лет назад, в 1970-х годах было пристроено административное крыло), то есть два здания разных годов постройки и два разных фундамента на разных уровнях грунта, что немало усложнило процесс реконструкции. Чтобы реализовать проект современной нижней механики сцены, нам нужно было углубиться под землю: и тут мы столкнулись с проблемой подземных вод – экскаватор, расчищающий грунт, просто стал проваливаться в котлован. На этом этапе я думал, что стройка не закончится никогда, да и вообще в тот момент, кроме усталости не было никаких других ощущений. Чувство удовлетворения, осознание, гордость от того, что мы это сделали, пришло позже. Сейчас мы осваиваем новое театральное оборудование – процесс идет. Театр – это живой организм, и работа не останавливается ни на секунду.
В прошлом сезоне «Современник» выпустил четыре премьеры. Две из них на большой сцене – режиссер Михаил Ефремов и драматург Иван Охлобыстин придумали веселый спектакль о театре «Дюма», а Иван Вырыпаев, Андрей Самсонов и Никита Владимиров поставили stand-up про мюзикл «Нэнси» – совершенно новый для «Современника» жанр.
Полина Пахомова – актриса театра «Современник»
«Современник» – это открытое пространство, где есть свобода приносить свою энергию, предлагать, искать, говорить, чего мы хотим. Галина Борисовна на все эксперименты говорит «да», у нее светлейшая голова и очень остроумные шутки! Она в теме настолько, что я приписала бы ее к нашей молодой труппе. А что касается «Нэнси» – это очень интимный текст Вырыпаева, он рассчитан на малую сцену. И чтобы вынести на большую сцену, на большую аудиторию, конечно, нам нужна помощь – и света, и звука. И очень здорово, что сейчас театр может предоставить нам такую возможность.
Екатерина Ковынёва – заведующая постановочной частью театра «Современник»
«Современник» – один из немногих театров, который славится именно как русский психологический театр («Три сестры», «Вишневый сад», «Три товарища»), поэтому, конечно, очень держится за свои старые спектакли, и в сезон выпускает одну-две новые постановки. Планируется, что в новом сезоне режиссер Евгений Арье будет ставить спектакль «Папа» по пьесе Флориана Зеллера, но пока же премьер, поставленных именно на реконструированной главной сцене, не было. Сейчас мы восстанавливаем много старых спектаклей, переделываем, переписываем под новое техническое оборудование – у нас прекрасный свет, прекрасные портальные башни, механика сцены, видеопроекционный экран. И к слову, «Современник» был и остается передовым театром в плане технологий, и особенно звука. Мы одни из первых начали использовать систему Dolby Surround в зрительном зале. А вообще, как только художники узнают, что где-то есть интересные технологии, они моментально придумывают, как это можно использовать. Художник Николай Симонов (из последних на нашей сцене «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» и «Уроки сердца») очень любит все новое и современное. Театру нужны новые технологии, они облегчают жизнь.
Театр «Современник» – символ Оттепели, эпохи шестидесятников, театр-реформатор, театр-экспериментатор, отринувший «унылую академичность» во имя возможности говорить со зрителем на одном языке. Сегодня философская парадигма, вынесенная в название театра, определяет не только художественную концепцию, но и технологическую.
Михаил Чуманкин – руководитель проекта
Руководство легендарного театра поставила перед компанией «Имлайт» задачу – технологический комплекс сцены «Современника» должен быть самым современным. Центр Москвы, историческое здание с архитектурными особенностями, невозможность заглублений фундамента и переноса стен, ограничения в части несущей способности стен и перекрытий, лимит электрических мощностей, скромные объемы сценической площадки и ограничения по размерам и высотам технических помещений – при наличии всех этих, характерных для реконструкции исторических зданий, сложностей нам удалось в кратчайшие сроки и без каких-либо компромиссов реализовать все, что было задумано театром. В инженерно-проектных решениях были учтены все существующие требования, которые должна обеспечить театральная техника для воплощения любых самых смелых постановочных идей.
Технологические возможности театра «Современник» оригинальны во всем, и особая гордость – нижняя механика сцены, разработанная совместно с нашими чешскими партнерами – компанией EST Stage Technology. Новая сцена-траснсформер – это 20 подъемно-опускных платформ (5 площадок нижнего уровня и 15 площадок верхнего уровня), которые позволяют менять рельеф сцены в любом задуманном режиссером порядке и поднимать из трюма декорации или артистов. Возможности нижней механики ограничены только фантазией постановочной группы. Площадки перемещаются в пространстве плавно и бесшумно благодаря запатентованным цепным приводам французской компании Serapid.
Помимо конструкции подъемно-опускного механизма металлических площадок, был разработан еще один уникальный элемент нижней механизации – фура с кругом и кольцом, способная автономно работать от встроенных аккумуляторов. Зона парковки и подзарядки 75-тонной передвижной платформы размещена под партером зрительного зала.
Управление верхней и нижней механикой осуществляется с помощью единой компьютеризированной системы, отвечающей всем требованиям безопасности, предусмотренным законодательством РФ (более того, соответствует европейским стандартам безопасности SIL 3 и DIN 56950). Точность позиционирования механизмов при работе, в том числе в группе – 1 мм, а плавающая точка безопасности защищает от возможных коллизий при одновременной работе верхней и нижней механизации.
Работа актеров на нулевом плане (в пространстве перед основным занавесом) – один из любимых постановочных приемов Галины Волчек, используемых во многих репертуарных спектаклях «Современника». Именно с этой характерной особенностью были связаны сложности в реализации проекта верхней механики.
Чтобы разместить в узком пространстве просцениума (всего 2 метра, которые к тому же были заняты вентиляционной системой) необходимый театру парк подъёмно-опускного оборудования – рулонный занавес, световой софит, два точечных подъёма с переносными блоками, а также штанкетные подъемы – компания «Имлайт» разработала индивидуальные проектные решения для колосникового настила. Также нашим инженерам пришлось искать нестандартное место для размещения приводов механизмов нулевого плана – отсутствие несущих конструкций делало невозможным применение классических решений, поэтому электроприводы были вынесены в отдельное помещение уровнем ниже.
Вообще, небольшие размеры сценической коробки, плотно «набитой» верхним механическим оборудованием, и отсутствие отдельного машинного зала – ключевые особенности этой театральной площадки, поэтому в «Современнике» применены вертикальные лебедки, а приводы штанкетов верхней механизации расположены непосредственно на галереях (симметрично – с левой и правой стороны).
Сергей Шкапкин – заведующий осветительным цехом «Московского театра «Современник»
Во время реконструкции нам прежде всего было необходимо обновить ту часть светотехнического комплекса театра, которая мало доступна для самостоятельного изменения – то есть силовые и цифровые линии, места для расположения светового оборудования. Поэтому для нас было важно получить максимальное количество управляемых и неуправляемых линий (DMX и EtherNet) во всех нужных местах. «Имлайт» учел все наши пожелания, в том числе возникшие уже в процессе доводки. Также была реконструирована диммерная (количество диммеров увеличилось в 4 раза), чтобы каждый прибор мог работать по своему управляемому каналу.
Для меня было важно, чтобы управление светотехническим комплексом осуществлялось системой ETC Paradigm (хотя были и другие более финансово доступные варианты), поскольку треть светового оборудования, включая световые консоли, в «Современнике» – торговой марки ETC.
В ETC Paradigm отлично реализовано управление для светооператора, в том числе и с мобильного пульта, подключаемого в любой из имеющихся по всему театру точек. Удобны сенсорные панели, позволяющие легко и быстро управлять нерегулируемыми включениями (рабочее, дежурное освещение, синий свет и т.д.) Эти панели есть на галереях, в зале, на сцене.
Все магистральные линии в «Современнике» построены на оптоволокне, сигнал управления и контроля передается по протоколам EtherNet, видеосигнал – по цифровому стандарту передачи данных SDI. Цифровой сетью завязаны все театральные технологические системы, поэтому контроль можно осуществлять дистанционно и из любой точки театра – через WiFi-соединение или стационарную точку подключения. При обслуживании системы, при проведении профилактических работ, для изменения параметров нет необходимости находиться рядом с прибором и вручную производить перекоммутацию. Инженеру нужен всего лишь компьютер и знание программного аппаратного обеспечения, чтобы произвести необходимые настройки.
Что касается системы постановочного освещения театра «Современник», то в проекте реконструкции нужно было остаться в «канве» и сохранить уже имеющиеся принципы расположения оборудования.
Так, над сценой – четыре основных софита, расположенных по классической схеме. Первый софит на уровне портальных башен. Также над авансценой уже упоминаемый и редко имеющийся в классических театрах – софит нулевого плана. Именно с него идет, как говорят художники по свету, благородный фронтальный свет, который почти не дает теней (так как под достаточно крутым углом уходит в сцену).
Софит над балконом скорее выполняет вспомогательную функцию, когда необходимо работать «по зрителю» – на нем расположены четыре светодиодные головы Clay Paky LED Wash K20. Фронтальный свет – это также выносной мост с классическими линзовыми профильными приборами Robert Juliat. Также в зале в верхних световых ложах расположены прожекторы следящего света, а на зрительском балконе – профильные приборы.
В просцениуме – прострельный диагональный свет. Дальше классика любого драматического театра – осветительные галереи и задняя контровая галерея, также оснащенная профильными линзовыми приборами. Кроме того, восемь попланных башен с ручным приводом.
Сергей Шкапкин – заведующий осветительным цехом московского театра «Современник»
После реконструкции у нас вырос парк светодиодного оборудования. Сегодня оно стало доступнее. Понятно, что LED-технологии развиваются стремительно, улучшается качество цветопередачи, сила светового потока. Но все же фронтальный свет, по желанию режиссеров и художников по свету, мы оставили классический галогенный. Также скажу, что при подборе оборудования, мы не стремились вывесить самые передовые приборы, а опирались на имеющийся парк, поэтому пополнили парк уже проверенными, прекрасно зарекомендовавшими себя, надежными приборами A.LEDA Wash K20. Spot-прожекторы мы выбрали на газоразрядных лампах. В «Современнике» небольшое зеркало сцены (ширина 11 м), так что имеющегося парка оборудования нам хватает. Хочется сказать спасибо компании «Имлайт» за адекватность, за то, что шли нам навстречу, за то, что слово «нет» мы не слышали.
Михаил Ефремов – актер и режиссер театра «Современник»
Как режиссер могу сказать, что, конечно, нервничаешь все время, но последние спектакли, которые я выпускал шли «как по маслу». И со спектаклем «Амстердам» у нас не было никаких проблем. Я не знаю, при чем тут новые технологии, но после того, как в театре сделали ремонт и сцену чуть-чуть понизили, вообще приятненько стало! И спасибо большое Александру Боровскому (от ред. театральный художник, автор дизайн-проекта инновации интерьеров «Современника») – зрители прогуливаются по театру в антракте, им все нравится. Вообще зритель – это еще одно действующее лицо. В этом и состоит магия театра, что на живого человека смотреть можно бесконечно, как на огонь и воду – и зрителю должны быть видны лица актеров. Для этого нужна техника. Вспомните, когда был бум русского психологического театра, потрясающие спектакли Московского художественного театра? Когда появилось электрическое освещение сцены. Представляете, какое чудо это было! Новые технологии вошли в театр, и для «Современника» это очень важно.
Илья Лыков – актер театра «Современник»
После реконструкции изменились гримерки, изменился зал, сцена, но ощущения те же – ощущения дома. У нас каждый квадрат на сцене теперь двигается, есть кубы какие-то, суперсовременные люки. Можно «провалиться» под сцену и появиться в другой ее части. Звук потрясающий. Я думаю, что «Современник» сегодня – это синтез русского психологического театра, современной драматургии и современных технологий сцены. И это приятный, очень хороший синтез.