Найти тему

Александр Дюма «Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя» («Больше чем книга»)

Давно уже не пишу обзоров на "свои" книги, которые отправляются в типографию (естественно, по причине отсуствия нужного количества свободного времени), но тут неожиданно понял, что на все тома Дюма, ранее выходившие в серии БЧК я такие обзоры писал. И на всю "гугенотскую" трилогию, и на "Графа Монте-Кристо" (и даже на его переиздание в ИЛ:БК с другими иллюстрациями тоже писал), и на "Три мушкетера", и на "Двадцать лет спустя". Нельзя отказываться от такой традиции! Поэтому написал этот обзор к "Виконту де Бражелону", поэтому постараюсь писать обзоры и к следующим книгам Александра Дюма, которые при моем скромном участии готовятся в издательстве. Да, готовятся. Не сомневайтесь. "Виконтом" дело не закончится, впереди вас ждут и другие книги. В следующем году — минимум парочка. Но это дело будущего, а пока пора пристально посмотреть на настоящее.

В первом томе — в "Трех мушкетерах" — мы опубликовали полный комплект иллюстраций Мориса Лелуара. Мы не были в этом оригинальны — такой комплект публиковался и раньше. Но, во-первых, зто 250 прекрасных графических работ, которые нам удалось воспроизвести в очень хорошем качестве в достаточно крупном размере. А во-вторых, мы к ним добавили (на вклейке в конце книги) дополнительный комплект иллюстраций Станислава Гудечека (16 штук), которые он нарисовал для чешской публикации 1925 года издателя Свецани. Эти иллюстрации не просто впервые были опубликованы в России — они впервые печатались с того самого первого издания 1925 года! Такова уж судьба большинства работ этого великого чешского мастера, что его труды забыты даже в родной Чехии, а в России до наших публикаций он был и вовсе никому неизвестен...

Затем последовали "Двадцать лет спустя". В них мы опубликовали комплект иллюстраций Раймона де ла Незьера, которые никогда в нашей стране не публиковались. Для России это был оригинальный проект, но не могу похвастаться тем, что я его придумал "с нуля" сам. Дело в том, что в начале 1910-х годов в Чехии в издательстве Вилимека публиковалась комплектом вся мушкетерская трилогия, и тот, кто те тома составлял — он явно был сильно озабочен идеей снабдить все тома трилогии иллюстрациями хотя бы примерно в одном стиле. А так как в первом томе у него тоже был Лелуар, то для второго тома он выбрал Незьера (а для третьего иллюстрации заказали Гудечеку, но об этом чуть позже). Я же, приобретя это издание трилогии в свою коллекцию, решил, что это и впрямь отличный выбор — и для нашего русского издания тоже выбрал Незьера. Мы, конечно, не ограничились чешским изданием его иллюстраций, я приобрел и французское, и мы составили наш комплект из этих двух изданий, но об этом я уже рассказывал, ссылка на обзор чуть выше, ознакомьтесь. Ну а на вклейках к нашей книге опять публиковался полный комплект иллюстраций Гудечека, нарисованных им для Свецани в 1926 году.

И вот теперь "Виконт". Неведомый составитель чешского издания трилогии в издательстве Вилимека явно не смог найти никаких уже готовых иллюстраций к роману — так, чтобы их было много, чтобы они шли с обтеканием текстом, и чтобы они были схожи по стилю с иллюстрациями Лелуара и Незьера. И, как это уже раньше бывало у Вилимека, палочкой-выручалочкой стал все тот же Станислав Гудечек, который в силу своего таланта и мастерства мог легко изменять стиль своих рисунков, успешно имитируя любую школу. Вот и в этот раз он нарисовал для Вилимека 260 прекрасных потекстовых графических работ, которые по своему исполнению ничуть не хуже лучших работ Мориса Лелуара. По моему личному скромному мнению, разумеется.

Судьба этих иллюстраций чуть менее трагична. Концерн Вилимека не списывал свои творения в архив после первой публикации, эти тома с трилогией переиздавались в Чехии каждые 7-10 лет вплоть до самой Второй мировой войны, последнее издание датируется началом 1940-х годов. А потом все. В советской Чехии Гудечек никого не интересовал, иллюстрации во всем мире были преданы забвению вплоть до того дня, когда мы в "Азбуке" решили их опубликовать.

Ну а в конце тома — по уже сложившейся традиции — мы публикуем на вклейках комплект иллюстраций все того же вездесущего Станислава Гудечека, которые он нарисовал в 1927 году для издателя Свецани. Вот такой он разносторонний мастер, сотрудничавший в те годы со всеми крупнейшими чешскими издателями и не чуравшийся возвращаться к одним и тем же произведениям снова и снова (но не повторяясь в своих работах!). Всего на вклейках в книге вы найдете 42 иллюстрации этого мастера, тем самым общее количество рисунков этого художника в книге превышает 300! 302, если быть точнее. В анонсах почему-то указывали какое-то неверное число, не знаю почему.

Источник: https://fantlab.ru/blogarticle63560