Мы привыкли говорить, что море синее. И даже цвет отдельный придумали - цвет морской волны. Но почему это происходит и так ли на самом деле? Ведь если наполнить стакан водой без примесей , то будет казаться что вода прозрачная. Что происходит с цветами в воде?
На самом деле это один из основных вопросов, вокруг которых крутится вся подводная фотография и вообще все восприятие человеком подводного мира.
Предлагаю начать понемногу в него погружаться. Первое с чем мы сталкиваемся в воде, это с изменением и исчезновением цветов. Если у самой поверхности краски еще присутствуют, то по мере погружения мы их один за другим теряем. Снимая на даже на скромной глубине 10ти метров, мы рискуем получить сине-зеленую картинку. Происходит это из-за того что вода поглощает свет неравномерно по спектру, и гораздо сильнее чем воздух. Первыми пропадают теплые оттенки, начиная с красного и оранжевого. а фотографиях примерах хорошо видно, что свет доходит только до объекта на переднем плане, освещая и раскрашивая его.
Для примера приведу чаще всего повергающий в шок начинающих дайверов пример. Если порезаться или уколоться на глубине, то можно увидеть как из вас начинает выходить странная черно-зеленая жидкость. Мозг не сразу соглашается с тем, что это кровь.
Соответственно все( ну или почти все) фотографии подводного мира, где есть яркие цвета сняты с искусственным освещением. Чаще всего это вспышки, хотя последнее время активно развивается тренд мощных фонарей. Связано это и с появлением в фотоаппаратах видео съемки, и с развитием самих осветителей, и с ростом емкости аккумуляторов.
Почему вспышки для меня предпочтительнее? Ответ тоже лежит в силе поглощения света. Даже очень мощный источник может пробить в воде каких-то жалких несколько метров. Вспышка обычно мощнее фонаря, и при этом, за счет короткого времени срабатывания, потребляет меньше электроэнергии. Но даже для мощной вспышки речь идет о 2-3х метрах до объекта освещения.
Если же поинтересоваться что используют для подводных съемок такие гиганты как BBC, то речь пойдет об огромных прожекторах, и даже в холодной воде имеют тенденцию к перегреванию.
Двигаясь дальше надо признать, что если относиться к воде как к некой однородной субстанции с постоянными свойствами, то ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Это не позволит нам понять почему вода в одном водоеме всегда будет отличаться от воды в другом. Более того эти различия будут зависеть от конкретного места и времени. На сколько сильно это будет влиять на фотографии? Если грубо, то можно сравнить со сменой объективов с дополнительными фильтрами. То есть более чем существенно.
Давайте разберёмся почему так происходит. В воде всегда присутствуют различные примеси и частицы(ну кроме дистиллята) Речь может идти о растворенных минеральных примесях. Сами по себе они не видны, но оказывают серьёзный эффект на проходящий через воду свет. Эффект этот различён для разных спектров, что проявляется в различном цветовом тонирование. Чем больше примесей, тем сильнее эффект и насыщеннее цвет.
Так на этой фотографии хорошо видно, что цвет воды зеленовато-синий. Совсем не традиционный для водоемов нашей полосы. Это связано как раз с большим количеством минеральных примесей. По этой же причине вода почти не цветет и остается прозрачной в течении года.
Но это далеко не все, кроме этого в воде всегда есть микро-частицы самого разного происхождения. Это могут быть компоненты грунта или, к примеру, водоросли. Они же влияют и на прозрачность воды.
Здесь важен размер частиц, их количество и характер. К эффекту светофильтра частицы добавляют отражение и рассеивание света. Это касается как естественного солнечного света, так и искусственного, который мы используем при съёмке.
Это рождает много проблем с засветкой и потерей контраста. Но вместе с тем мы получаем возможность видеть свет, и его игру. Это позволяет оживить наши фотографии.
Тут важно уметь использовать эти особенности на благо, совмещая искусственный и естественный свет, и не попадаться на грабли с паразитной засветкой. Но все это отдельная тема, которой стоит уделить особое внимание. К тому же она сильно зависит от имеющегося в наличии оборудования.
Сегодня же мне хотелось остановится на том, что к каждому водоему полезно подходить индивидуально. Подстраивая сюжет под ту воду, которая есть здесь и сейчас. А иногда стоит и вовсе отложить съемку до нужного периода или сезона.
Фотографии в данном материале были сделаны:
Тверская область, Чеплошевское озеро. Подмосковье. Щелковский карьер.Тверская область. озеро Боровно. Республика карелия, Египет и Судан. Красное море.Россия, Командорские острова. Берингово море. Остров Бонейр.