Найти тему
Владимир Мухин

Простой солдат

Оглавление

Сергей Кочергов
Сергей Кочергов

В 80-е Сергей Кочергов служил в Афганистане, в 90-е – в Чечне.

8 сентября в России отметили День воинской славы. В этот день в 1812 году состоялась Бородинское сражение – одна из крупнейших битв 19 века, в которой Россия показала всему миру свою мощь и величие. Множество врагов приходило на нашу землю, и всегда они получали достойный отпор. В том числе благодаря простым людям, которые с оружием в руках отстаивали независимость нашей Родины.
Один из таких солдат – миасец Сергей Кочергов, отдавший 25 лет Вооруженным силам СССР и России. Он участник боевых действий в Афганистане и Чечне. После срочной службы в 1982-м окончил школу прапорщиков. Служил в зенитно-ракетных частях в Ленинградской и Мурманской областях.
– В 1984-м меня направили в служебную командировку в Афганистан, в город Шиндант. Перед этим прошел курсы санинструкторов, – рассказывает Сергей Филиппович. – А еще каждый должен был научиться водить грузовой автомобиль, и неважно, есть права или нет.
В Афганистане прапорщик Кочергов часто ездил в рейсы до Кандагара, сопровождал караваны. Недалеко от Кушки находились склады Тургунди. Там советские войска получали оборудование и боеприпасы. В дороге случалось всякое.
– Как-то ехали в колонне, попали под обстрел, солдата ранило. Останавливаюсь, перевязываю, – вспоминает Кочергов. – Сажусь за руль. Связываюсь по рации со штабом, вызываю помощь. Другой раз меня солдаты уговорили: «Товарищ прапорщик, давайте отдохнем, искупаемся в речке». Остановились. Откуда ни возьмись – душманский инструктор в афганской одежде сидит на камне. Я ему: братан, ты чего? А он сорвался с места и убежал. А так хотелось искупаться – жара.

Тюльпаны, жара, отвар из колючки

По словам Сергея, температура в Шинданте летом доходит до + 70. Это в мае – море тюльпанов. А в июне травы уже нет, выжженная земля вокруг.
Представьте себе солдата, находящегося в танке или БТРе! А ночевать каково! Жили в палатках. Приходилось натягивать веревки на дужки и накрывать их сырыми простынями. Спали при включенном вентиляторе. При жаре хорошо помогал и отвар из колючки. Между прочим, отличное лекарственное средство.
Один раз съездил домой в отпуск. В Шинданте есть военный аэродром. Правда, самолета приходилось ждать по три дня.
– Военные летают не по расписанию, как гражданские, – вспоминает Сергей. – Сидишь и ждешь, когда самолет полетит, солдатской кружкой пот с себя собираешь.

Загорелась машина? С обрыва – в пропасть

Местное население, дехкане, к советским солдатам относились хорошо. Очень часто обращались за помощью к медику, а если что-то подаришь им – в гости приглашают, угощают лепешками с чаем и жженым сахаром на десерт.
– Часто заходил в гости. У них там 13-й век. Ничего не производят. Даже мыло привозное, – рассказывает Сергей Кочергов. – Но очень хорошо принимали.
Тем не менее, боестолкновения были делом обычным. Не все местное население было дружелюбным. Да и роль США в поставке оружия душманам всем известна. Колонны обстреливали постоянно. Как только начинается стрельба, солдаты быстро покидали грузовик, а бронетранспортеры начинали «обрабатывать» местность из пулеметов. Если машину подбили и она загоралась – тут же танк сталкивал ее с обрыва вниз.

Четыре месяца в Чечне

После Афганистана, в 1986-м, Сергей попал на службу в Чебаркульский гарнизон. Сначала в 25-й учебный полк, где он служил начальником отделения кинотренажера по вождению БМП, потом в 295-й мотострелковый полк, затем на полигон в Кугалы, где находился 9-й сектор стрельбы. Там тренировались зенитчики – сбивали реактивные снаряды от «Катюши».
В 1996-м командир части приехал к Сергею домой и заявил: «Собирайся в командировку. Решили отправить тебя в Чечню». Попал в 321-й полк в Чери-Юрте. Служил старшиной 9-й мотострелковой роты. Развозил боеприпасы, снаряжение и продовольствие по блокпостам.
– Солдаты все необученные, словно «птенчики желторотые», – рассказывает Кочергов. – Конечно, погибали многие. Блокпосты постоянно обстреливали. Мне тогда сказали: ты в Афганистане был, все знаешь, давай.
Но здесь уже колонной не ездили. В грузовике два-три солдата для сопровождения – и вперед. Приходилось отстреливаться из автомата куда-то в «зеленку» прямо на ходу. Кстати, незадолго до приезда на одном из мостов неподалеку был ранен генерал Романов.
В чеченской командировке Кочергов пробыл четыре месяца. Из армии Сергей Филиппович уволился в 2007-м. Тогда же переехал в Миасс. Уйдя на пенсию, Сергей Кочергов без дела не сидит, продолжает работать. В Миассе обосновались и его дети и внуки.

Понравилась статья? Поддержите проект! Подпиской и лайком, репостом и комментарием.